Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 1. Раннее Средневековье.
Введение. Кризис римского мира. В 3 в н.э. углубляется эмансипация провинций, которая приводит к их отколу от империи. В 5 в н.э. происходит вторжение германских племен. Первоначально это были беженцы, подгоняемые тюркским племенами гуннов, которые начиная еще с правления Марка Аврелия (161-180) оказывали постоянное давление на империю. Проникнув на территорию империи, получали допущение к расселению и ставились на военную службу. В течение всего «смутного времени» ведется борьба между самими завоевателями. Разграбленные города пустеют, происходит отток горожан, замирает торговля. Голод и эпидемии приводят к сокращению народонаселения, так чума в 6 веке оставила только треть населения. Наблюдается технический регресс, камень перестает использоваться в постройках, основной строительный материал – древесина, разбираются языческие храмы, Колизей превращают в каменоломни. Население возвращается к язычеству, церковь теряет свое влияние. Очагами культурной жизни становятся монастыри, пытающееся сохранить наследие былой эпохи. С появления в 5 веке франкского королевства в Галлии начинаются процессы организации германского мира. К началу 6 века под водительством своего основателя короля Хлодвига, королевство распространяет свое влияние на земли визготов, столицей избирается Париж. После смерти Хлодвига государство распадается и переходит в руки наследников. К 8 веку Меровинги, династия франкских королей, идущая от Хлодвига, приходят упадок настолько, что всеми делами в королевствах управляют майордомы. Сын самого влиятельного из них, Пипин Короткий, обладал такой полнотой власти, что, поддерживаемый Римским папой, фактически низложил короля. Наследник Пипина, Карл Великий, объединил в одном государстве романские и германские народы, и в 800 году был коронован в качестве императора, ставшего, согласно идее «переноса империи» 68-м наследником Цезаря. Считалось, что сам Бог как Небесный Сюзерен пожаловал Рим в качестве бенефиция (землевладение, которое жаловал король за несение военной службы), что создавало прямую преемственность власти. Период правления Карла Великого и его наследников из династии Каролингов получила название Каролингское Возрождение. Карл и его сподвижники, учреждают Аахенскую академию, в которой изучалась латынь, велись богословские споры, читались лекции. Деятельность Академии обращенная к романскому наследию, стала началом нового культурного движения, в котором сошлись традиции европейской латинской культуры. Зрелое средневековье. В 10век – 13в происходит аграрная революция, которая способствовала образование класса крупных землевладельцев, что привело к поощрению развития сельскохозяйственного производства и усовершенствованию способов ведения хозяйства. Распространение трехпольного севооборота и железных орудий труда сделало возможным расширение пахотных земель, что, в свою очередь, стало причиной повышения урожайности и улучшения питания. В Западной Европе наблюдался неуклонный демографический рост, так население Западной Европы в 700 г. составляло 27 млн., в 1000 – 42 млн., в 1300 – 73 млн. Кроме того, установление периода мира, регламентация войны за счет ограничения периодов войны и обеспечение «мирного населения» (клириков, женщин, детей, крестьян, купцов, а иногда и рабочего скота) защитой, которая гарантировалась клятвой воинов. Первое постановление синода, призванное уважать Божий мир, относится к 989 г. в Шарру. Начинается активное освоение целины, землепользование носит экстенсивный характер. В оборот вводятся новые поля, чаще всего представляющие собой продолжение старых, ведется осушение болот, приводящий, как например, во Фландрии, к раннему и сильному демографическому росту, где еще до 1100 года начинается строительство плотин. Кроме внутренней экспансии на целинные земли, романо-германская цивилизация предпринимает и внешнюю экспансию, двойное завоевательное движение, расширяя границы христианского мира в Европе и за ее пределами в крестовых походах. Христианизация проходила медленно, с отступлениями к язычеству. Польша принимает христианство при Мешко в 966 г., Венгрия при Иштване 1 в 1001., Дания при Харальде Синезубом 950-986, Норвегия при Олафе Триггвесоне 969-1000, Швеция при Олафе Скотконнунге. В 988 Владимир принимает крещение от Византии, как и сербы, так и болгарский царь Борис веком раньше. Скандинавская экспансия распространяется в 10 веке на Исландию, Гренландию, Англию и, может быть, Америку. В Средиземноморье в начале 11 века появляются нормандские княжества в Южной Италии. Французская экспансия в Испании заканчивается отвоеванием почти всей Испании у мусульман, к концу 13 века мусульмане оттеснены в маленькое Гранадское государство. С середины 11 века ведется испанская Реконкиста (исп. La reconquista, от reconquistar — отвоевывать), которая становится религиозной войной и прокладывает путь Крестовым походам. Предпосылками крестовых походов являются традиции паломничеств к Святым местам, изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви, захват в 11 в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии, а также общее тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в. 26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви. В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101), который получил название « поход бедноты». Толпы крестьян, с семьями и скарбом, без должного вооружения и предводителей, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами, которые считали благим делом, так как они были воинами Божьими, и любое имущество принадлежало им по праву, и еврейскими погромами, евреи – гонители Христа. Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей. Осенью 1096 в путь двинулось уже рыцарское ополчение из разных частей Европы. Совместно с византийскими войсками они взяли Никею и передали ее византийцам. В 1099 они осадили Иерусалим и захватили его, учинив в городе жестокую резню. В результате завоеваний было учреждено Иерусалимское королевство. Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии. В результате второго крестового похода крестоносцы потерли Иерусалим. Показательными для понимания движущих причин христианской экспансии стали события четвертого похода. Так как у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, они обратились к Венеции, которая на тот момент обладала самым мощным в Средиземноморье флотом. Венеция запросила в качестве платы за фрахт кораблей помощь в завоевании христианского (! ) г. Задар на Адриатическом побережье, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции — Генуи — снова заняли Константинополь. В 1212 году состоялся так называемый «крестовый поход детей», которые в надежде, что Господь дарует победу малым и безгрешным, толпами двинулись на освобождение Иерусалима. «Поход», не получивший поддержки церкви и светских властей, закончился плачевно для участников, часть детей умерла еще не дойдя до Марселя, а тех, кто добрался до порта, марсельские купцы, обещав переправить в Палестину, отправили на невольничьи рынки Египта. Еще состоялось четыре похода, в результате шестого, путем дипломатических переговоров, императору Фридриху II удалось заполучить Иерусалим, но вскоре египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения. Седьмой и восьмой крестовые походы не принесли значительных изменений, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра — последний оплот крестоносцев в Палестине. В Итоге крестовых походов произошло значительное оскудение Запада, особенно рыцарства. Начинают зарождаться национальные противоречия и вражда между западом и Византией. Недостаток финансирования привел к практике продажи индульгенции, что впоследствии сыграло свою роль в ослаблении авторитета церкви. Портовые города, особенно Венеция и Генуя, разбогатели за счет фрахта кораблей и займов. В связи с общей неудачей компании духовно-рыцарские ордена осели на Западе. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы