Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 8. Санкт-Петербург — крупнейший центр мировой и отечественной культуры
Город — особое явление в истории культуры. Его возникновение рассматривают обычно как один из основных признаков перехода от варварства к цивилизации, и с ним связаны в дальнейшем все прогрессивные процессы в развитии культуры. Как полагал один из крупнейших отечественных культурологов М.С. Каган, существует ряд факторов, являющихся определяющими по отношению к формирующимся образам городов. Исходный фактор, определяющий особенности жизни каждого города, — фактор географический (природный), который включает в себя климатические условия, характер ландшафта (наличие или отсутствие рек, моря, горы, равнинную или холмистую поверхность и т.д.). Второй фактор, определяющий своеобразие каждого города, — его социальный статус и основная направленность деятельности его обитателей. Третий фактор — архитектурный облик города. Кроме того, существует и четвертый фактор, также немаловажный для существования такого сложного организма — это жители города, а также их эмоциональный и духовный потенциал. Кроме того, особую роль в общей культурной атмосфере жизни города играет его художественная жизнь — интенсивность и направленность творчества живущих в городе писателей, актеров, музыкантов, живописцев и пр. Города в истории культуры формировались как спонтанно, так и преднамеренно, сообразно строго определенным задачам. Именно так возник Санкт-Петербург, «придуманный» Петром в ходе великого преобразования России. Недаром одним из первых деяний великого императора был указ о перенесении в новую столицу мощей князя Александра Невского, за почти пятьсот лет до основания Петербурга громившего ливонских и тевтонских рыцарей на Неве и на льду Чудского озера. Санкт-Петербург был основан у самых границ государства Российского: дух князя-победителя должен был вдохновлять Россию на грядущие победы. Кроме того, появление новой столицы соответствовало требованиям времени и государственным задачам, поставленным Петром. Это также определило гармоничную структурную отточенность градостроительных решений, основанных на принцип «столичности», когда каждый новый появляющийся архитектурный стиль соответствовал духу времени. Но духу, соответствующему именно российской действительности, что определило собственный стилевой порядок. В архитектурном убранстве Петербурга причудливо воплотились разнообразные стили, представленные творчеством ряда великих архитекторов, как зарубежных, так и отечественных. Кроме того, сам проект застройки города представляет большой интерес, поскольку принадлежит одному из первых выдающихся архитекторов Петербурга, Доменику Трезини. Проект этот характеризовался удачным воплощением идеи Петра по созданию Северной Венеции, и в нем ключевым принципом застройки была ориентированность фасадов зданий на реки и каналы, что отражается в облике города и по сей день, делая набережные Санкт-Петербурга особой достопримечательностью. Раннее петербургское барокко (начало XVIII века) представляло своеобразное и самостоятельное явление, впитавшее в себя влияние различных европейских школ и специфических черт русской культуры. Одно из наиболее известных сооружений, построенных в данной стилистике, — Петропавловская крепость. Крепость («фортецию Санкт-Питербурх») заложили 16 мая 1703 года (по новому стилю 27 мая). Этот день и считается днем основания города Санкт-Петербурга. Петербургская (позднее Петропавловская) крепость, усиленная Кронверком, представляла первоклассный образец военно-инженерного искусства. Но данной крепости так и не пришлось служить непосредственной защитой в ходе последующих военных действий. В силу этого она имела, скорее, символическое значение, что и определило ее последующую перестройку. Перестройкой крепости, заменой земляных сооружений на каменные руководил Д.Трезини. Трезини в 1717-1718 годах построил и главный вход в крепость — Петровские ворота – один из старейших в городе памятников раннего барокко. Украшают ворота двуглавый орел и барельеф, на котором изображен апостол Петр, низвергающий Симона волхва и символизирующий победу России в Северной войне. В нишах ворот стоят скульптуры богини войны и аллегории мудрости. Петропавловский Собор, также сооруженный по проекту Д. Трезини, являющийся одним из наиболее значимых городских символов. Это связано не только с расположением собора в Петропавловской крепости, но и с тем, что в нем в дальнейшем расположилась царская усыпальница. Выдающимся памятником стиля барокко является здание Двенадцати Коллегий — министерств петровского времени. Здание построено также по проекту Трезини в 1722-1742 годах. Сейчас это главное здание государственного университета. Среди ранних жилых построек Петербурга особо выделяется резиденция А.Д. Меншикова на берегу Васильевского острова. Трехэтажный дворец, завершенный высокими, с переломом, мансардными кровлями, был возведен в 1710-1714 годах архитекторами Дж.М.Фонтана и Г.И. Шеделем. Это первое крупное каменное здание нового города. После опалы А.Д.Меншикова здание дворца было в 1731 году передано сухопутному шляхетскому (с начала XIX века — первому кадетскому) корпусу, которому и принадлежало вплоть до Октябрьской революции. С 1981 года во дворце размещается музей — филиал Эрмитажа, экспозиции которого демонстрируют культуру России начала XVIII века. На прилегающей к дворцу территории впоследствии было построено ряд служебных зданий. Многие из них сохранились. Одно из них – «дворец Петра II», постройка которого продолжалась с 1727 по 1758 годы. В 1758 году это здание также было передано кадетскому корпусу. Ныне здесь находятся восточный и филологический факультеты государственного университета. Еще одно сохранившееся здание данной эпохи — манеж кадетского корпуса, находящийся рядом с дворцом Петра II. Это здание построено И.Г. Борхардом, скульптурный декор фасадов создан И.Юстом. В 1730-1740 годах по проекту Д.Трезини к левому флигелю Меньшиковского дворца был пристроен еще один корпус, в 1770-х годах значительно удлиненный по Кадетской линии. Здесь и размещается теперь Военная академия тыла и транспорта. За зданиями кадетского корпуса на обширной площади находился плац. В 1818 году сюда перенесли с Марсова Поля установленный в 1799 году обелиск в память победы при Лагре и Кагуле полководца П.А. Румянцева, воспитанника кадетского корпуса (архитектор В. Бренна). Существующий теперь между первой и второй линиями Васильевского острова сквер создан на месте плаца в 1866-1867 годов. От стоящего в его центре памятника он получил название Румянцевского. В середине XVIII века стиль барокко достигает своего расцвета. С невиданным размахом развернулось строительство дворцов, усадеб и храмов. Резко усилились черты парадной представительности, ослепительного великолепия, декоративного блеска. Архитектура высокого барокко, выражая интересы абсолютизма, вместе с тем олицетворяла идеи государственного могущества России. Величайшим мастером, создавшим неповторимый облик города, был Бартоломео Растрелли. Он развил традиции пышного барокко как раз в тот момент, когда эпоха этого стиля в Европе уже закончилась. До нас дошли многочисленные постройки, осуществленные по его проектам, — Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, дворцы в пригородах — Большой Петергофский и Большой Царскосельский. Но особой известностью отличается Зимний дворец — замечательный памятник, жемчужина архитектуры русского барокко, с типичной для него яркой цветовой раскраской стен, пышной отделкой фасадов, с разнообразными рельефами, многочисленными фронтонами и декоративной скульптурой. С 1760-х годов Зимний дворец служил резиденцией российских императоров. В 1760-х годах стиль барокко постепенно уступает место классицизму. Его художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса, отличалась рационалистической упорядоченностью, монументальной простотой и ясной гармонией. Русский классицизм, складывавшийся под воздействием западноевропейской архитектуры, стал со временем значительнейшим явлением национальной культуры. Этот стиль соответствует духу правления просвещенной императрицы Екатерины II. Под влиянием новых идей происходит как новая застройка, так и реконструкция уже существующих зданий. Так, Растрелли оказывается вынужден в силу новых тенденций перестраивать императорскую резиденцию Зимний дворец, привнося в архитектурные и интерьерные решения строгие формы классицизма. Ранний классицизм 1760-1770 годов характеризовался четкостью композиции, упрощенностью фасадов, сдержанностью убранства. Впервые в петербургской архитектуре принципы классицизма были последовательно воплощены архитекторами А.Ф. Кокориновым и Ж.Б. Валлен-Деламотом при строительстве здания Академии художеств (трех «знатнейших» художеств — живописи, скульптуры и архитектуры). Законченные формы ранний классицизм обрел в зданиях Гостиного двора и Малого Эрмитажа, сооруженных архитектором Валлен-Деламотом. 1780-1800 годах наступает время зрелого, строгого классицизма. Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И.Е. Старовым. Торжественная грандиозность его интерьеров сочеталась с мягким лиризмом изящного внешнего облика здания. По типу его строились впоследствии многие усадьбы. Ведущим и самым последовательным мастером строгого классицизма был Джакомо Кваренги. Сооружения его проникнуты спокойным величием, несколько холодной монументальностью. По его проекту возведены здания Академии наук на набережной Невы, Эрмитажный театр, Дворец Юсуповых на Фонтанке, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт, больница на Литейном проспекте. Подлинным украшением города стали монументы, воздвигнутые на рубеже XVIII-XIX веков. Особо следует выделить памятник основателю города Петербурга — Петру I. Знаменитый «Медный Всадник» олицетворяет могущество России и попрание зла. Памятник поставлен на громадной гранитной глыбе, «Гром-камне», весившем 1600 т, (найденном на берегу Финского залива в 1768 году), и которому архитектор Ю. Фельтен придал форму скалы. Бронзовый памятник выполнен по моделям скульпторов француза Э.М. Фальконе, его ученицы М. Колло (голова Петра) и Ф.Г. Гордеева (змея, служащая опорой). Установление памятника произошло в 1782 году; с тех пор он является символом Санкт-Петербурга и служит одной из его эмблем. В 1800-1830 годах сложился архитектурный стиль высокого классицизма, который получил название ампир. Этот стиль прославлял государственное, имперское могущество России, выражал патриотические чувства, зачастую применяя в качестве декора изображения воинских атрибутов и символики. На первый план вышло строительство крупных общественных зданий, триумфальных арок и колонн. Усилилась тяга к торжественной парадности, подчеркнутой монументальности архитектурных решений. С наибольшей полнотой достижения высокого классицизма выявились в творчестве А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, Тома де Томона и К.И. Росси. К периоду высокого классицизма относится постройка Казанского собора — шедевр архитектора А.Н.Воронихина. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, состоящей из 144 колонн коринфского ордера с огромными порталами на концах; устройство металлического купола, диаметр которого 17 метров. Ампир основывался на образцах античного, в частности императорского Рима, поэтому вполне объяснимо то, что двери северного фасада собора отлиты по образцу «Райских дверей» во Флоренции — произведения знаменитого скульптора XV века Лоренцо Гиберти. А в целом идея, лежащая в основании проекта, восходила к образу собора Святого Петра в Риме. По проекту А.Д. Захарова было перестроено Адмиралтейство. По убедительности художественного образа, совершенству композиции, нерасторжимости синтеза архитектуры с монументальной скульптурой это сооружение не имеет равных. Адмиралтейство — всемирно известный памятник морской славы Росси. Здание сохранило выбранную еще Петром I П–образную форму конфигурации. Над полукруглой аркой ворот возвышается башня высотой 72 метра, а над ней — 22-х метровый горельеф, выполненный скульптором И.И. Теребеневым. На нем аллегорически изображено «Заведение флота в России»: Нептун, бог морей, вручает Петру I свой трезубец, как знак владения морями. Выдающимся зодчим, создавшим ансамбли на основе преобразования обширных территорий города, был Карл Иванович Росси. Возведенные Росси здания Главного штаба с его триумфальной аркой, Сената и Синода, ансамбли Михайловского дворца (ныне Русский музей) и Александринского театра во многом определяют облик центра города. На смену русскому классицизму приходит новое направление, именуемое «историзмом» или «эклектикой». В отличие от классицизма, ориентированного на античность, эклектика базировалась на свободном выборе и производном сочетании приемов и форм различных стилей. Так, выдающийся мастер середины XIX века А.И. Штакеншнейдер продемонстрировал в построенных им дворцах (Мариинский на Исаакиевской площади и Николаевский на площади Труда) виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. С конца 1890 годов в Петербурге появляется стиль модерн, в котором функциональная целесообразность выдвигается на первый план. Осваиваются новые конструктивные системы, новые возможности организации пространства, новые материалы — металл, стекло, облицовочный кирпич, глазурованная плитка, бетон. Приемы свободного плана и живописно-ассиметричных композиций, перетекания пространств и непрерывности частей и форм наглядно осуществлены в частных домах. Таков особняк М.Ф. Кшесинской (1904-1906, архитектор А.И. Фон Гоген) — ныне музей политической истории России, дом компании «Зингер» на Невском проспекте (1904, архитектор П.Ю. Сюзор) и др. Более последовательно принципы нового стиля претворены в здании Витебского вокзала (1902-1904, архитекторы С.А. Брожовский, С.И. Минаш, Н.С. Островский). Наиболее значительным архитектором «северного» модерна является Ф.И. Лидваль. Самое известное произведение мастера, которое возвело его в лидеры петербургского модерна — доходный дом на Каменноостровском проспекте 1/3, принадлежавший его матери. Модерн был последним большим художественным стилем, завершившим свое развитие в начале ХХ века. Далее ХХ век предложил множество стилей, зачастую сосуществовавших в городской застройке уже нового города, менявшего свои имена: Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы