Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 1. Основные тенденции европейской культуры 19-20 вв.
Рубеж эпох, отделяющий Новое время от эпохи Модерн, ознаменовался промышленной революцией, оказавшей огромное влияние на развитие западноевропейской культуры. Промышленная революция, благодаря качественной перестройке труда и предметного мира, привела к беспрецедентному росту производительности общественного труда и формированию индустриального общества. Индустриализация активизировала деятельность масс, которые, начиная с конца 19 века становятся главным действующей силой историко-культурного процесса. Одним из первых угрозу «омассовления» увидел Ф.Ницше, обративший внимание на опасность, исходящую из претензии масс на главенство. Революционные события во Франции заставили более пристально присмотреться к виновнику бесчинств и беззаконий, несущему в себе тягу к разрушению. Толпа, прообразом которой стало «сборище простолюдинов» прочно заняла место в аналитических конструкциях ученых. Негативные коннотации, которыми наделил Ф.Ницше массы, в полной мере обнаружили себя в признанном классическим труде, посвященном психологии толпы Г.Лебона, который исследует толпу не просто как совокупность отдельных индивидов, но указывает на принципиальное отличие толпы, как единого образования, живущего по своим законам. В основе своей толпа иррациональна и руководствуется бессознательными мотивами, доводы разума не действуют на нее. Но для Г.Лебона толпа — не только носитель разрушения, она также может быть и «возвышенной», способной на нравственные поступки и жертвы. Почти через четверть века, в 1921 году, вышла работа З.Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я», в которой родоначальник психоаналитического метода концептуально переинтерпретировал положения, высказанные Г.Лебоном. К этому времени уже ни у кого не останется сомнений в том, что в конце 19 века предсказывали Ницше и Лебон: «Наступающая эпоха будет поистине эрой масс». В оценках исследователей масса обладает преимущественно негативными коннотациями, массовое общество представляется другой стороной общества индустриального, в котором происходят процессы размывания либерально-демократические основы и замены ее «негативной демократизацией», при которой реальной властью обладают не имеющие ни культурных, ни моральных ценностей прозаические представители капитала, бюрократии, политические демагоги. Уничижительную оценку современному обществу дает К. Ясперс. Он расценивает массовое общество как болезнь, в то время как сама масса представляется формой существования на стадии распада и разложения человеческого бытия. Массу характеризует неполноценность, «некая усредненность, чье существование своим массированным давлением определяет все». Такая усредненность ведет к стандартизации всех форм общественной жизни, и неизбежно порождает тоталитарный режим со " стадным существованием". Х. Ортега -и- Гассет, наиболее детально исследовавший проблему массового общества и посвятившей ей одну из своих самых известных работ, " Восстание масс", также отмечает посредственность как характерную черту массы. Но человек массы не только сам является посредственностью, он к тому же стремится утверждать и всем навязывать свое право на посредственность. При этом масса захватывает все больше и больше пространства, она получает все больше общественных функций, и весь мир постепенно становится массой. В недрах цивилизации зародился дикарь, неспособный уследить за все усложняющейся жизнью, у которого отсутствует навык труда, позволяющий усвоить достижения культуры прошлого. Более того, лишенный исторического сознания, которое и позволяет использовать опыт прошлого, человек массы с неизбежностью возвращается к варварству, регрессирует в сторону «первобытной фауны». Такие негативные оценки роли масс основывались, в первую очередь, на экспансии массы в социально-политическую сферу, что привело к катастрофическим последствиям в первой половине 20 века. Другим значимым последствием промышленной революции становится появление первых научно-исследовательских лабораторий, работающих на промышленность, и бурное развитие экспериментальной науки. Но существующие на тот момент в области методологии науки спекулятивные философские воззрения не отвечали возросшим потребностям научного познания. Особенно актуальной эта проблема становится в конце 19 века, в период кризиса классического естествознания, когда обнаруживается ряд фактов в физике, биологии, химии необъяснимых в рамках существующей научной картины мира. Именно этим объясняется рост популярности идей позитивизма среди ученых-естествоиспытателей, появившегося еще в 30-40 гг 19 века. Позитивизм в лице своего основателя, О.Конта, выдвинул программу очищения науки от метафизики. Позитивисты полагали, что философские вопросы — это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственный источник истинного действительного знания состоит в частных науках. Задача философии заключается в систематизации и обобщении специально-научного эмпирического знания и поиске универсальных методов познания, а сама наука должна ограничиться описанием внешнего облика явлений. Позитивизм прошел несколько этапов развития, от «наивного» редукционизма до логического позитивизма, в котором философия выполняет функцию аналитики языка науки. В результате реализации позитивистской программы был поставлен ряд вопросов, касающихся логико-лингвистического анализа языка науки, критериев научности, этапов развития научного знания, т. е. вопросов, без ответа на которые не мыслима современная методология науки. Вторая половина 19 века отмечена появлением новых направлений в европейском искусстве, которые отразили изменения, происшедшие в культуре и приведшие к кризису гуманистических идеалов Просвещения. Непосредственными идейным истоком этого движения стала критика европейской культуры и ее рационалистической парадигмы, предпринятая в работах представителей романтизма, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Романтизм возникает в конце 18 века на почве кризиса рационализма Просвещения, в полемике с которым, выдвигает программу реализации всей полноты творческих интенции индивида, где ведущая роль отведена художественному творчеству. Бунт индивидуальности сопряжен в романтизме с тяготением к стихийности, открытием мира бессознательного, игровой стихией. Романтики обращаются к предшествующим эпохам и переинтерпретируют их с собственных позиций в духе антиклассицизма. Античность для них, прежде всего, эпоха трагической красоты, эпоха Орфея и Диониса, а Средневековье — близкая по духу, «романтическая» культура. Акцентирование дионисийской, экстатической стороны греческой культуры станет отправной точкой для анализа недостатков «романской цивилизации», проведенного Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки». Именно утрата равновесия между вакхическим дионисийским экстазом и аполлонической гармонической ясности, получившей высшее выражение в греческой трагедии, привела к преобладанию рациональности в европейской культуре, которая превратилась в подавляющую силу, ограничивающую творческую индивидуальность и обезличивающую человека. Разочарование в глубинных основах культуры, в разумности и рациональности мироустройства, стало причиной поиска новых форм, способных выразить ощущение надвигающегося кризиса. Таким направлением, манифестирующим отказ от прежних идеалов и ценностей, становится направление культурного модернизма, под которым понимается интернациональное идейно-художественное движение, начавшееся во второй половине 19 века. В художественном плане культурный модернизм берет свое начало в импрессионизме, суть которого состояла в стремлении уловить момент, миг, запечатлеть его на холсте. Техника импрессионизма близка фотографии в схватывании «магического мига», в изображении жизни такой как она есть, в легкой размытости образа. Появление новых строительных технологий, стекла и железобетона, позволили архитекторам арт-нуво («югентстиль» в Германии, «стиль тиффани» в США, «стиль Сецессион» в Австрии) отказаться от прямых линий и углов. Для модерна стали характерными силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам — выразительность. Идея синтеза искусств пронизывает модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. Наряду с арт-нуво другим крупнейшим течением в художественной жизни на рубеже столетий стал символизм, который противопоставил традиционной задаче познания мира с помощью искусства идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество, согласно пониманию символистов, основывается на подсознательно-интуитивном созерцании тайных смыслов, которые доступны лишь художнику-творцу. Рациональное постижение и даже передача созерцаемых «тайн» невозможна, поэтому поэзия трактуется как «тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванова), а главным средством передачи тайных смыслов становится символ. Движение арт-нуво и символизм сыграли значительную роль в становлении той особой атмосферы утонченности, интеллектуализма, религиозных поисков и мистических откровений, которая сложилась в России на рубеже эпох и получила название «серебряного века русской культуры». Грядущие катастрофические потрясения основ западной цивилизации, вылившиеся в революционные движения и мировые войны, повлияли на умонастроение и мироощущение эпохи Модерна. В этом смысле представляется симптоматичным появление в 1911 году работы русского психоаналитика Сабины Шпильрейн «Деструкция как основа становления», в которой автор анализирует смысл и предназначение деструктивных импульсов, приходя к выводу, что их цель состоит в уничтожении старого состояния ради возникновения нового, в обеспечении трансформации, чтобы осуществилось новое, необходимо растворить старое, ибо «...никакое изменение не может произойти без уничтожения старого состояния». Взгляды Щпильрейн повлияли на становление психоаналитической теории влечений, и в 1920году, осмысливая опыт Первой мировой войны, З.Фрейд постулирует наличие, наряду с влечением к жизни, другой всепроникающей силы, влечение к смерти. Колоссальный опыт самодеструктивности, полученный европейской цивилизацией в первой половине 20 века, привел ее к переосмыслению своих базовых ценностей и поиску новых путей развития. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы