Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Введение в изучение истории мировой культуры.
Приложение 1. Содержание лекций. Тема 2. Культура традиционных обществ. Лекция 1.Первобытная культура. Введение. Основные этапы антропогенеза. Систематическое изготовление и использование простейших каменных орудий относится к олдувайской культуре представителей рода Homo Habilis, приблизительно 2, 5 млн. лет, хотя первые орудия, представляющие собой обработанную гальку, относят к еще более раннему периоду представителей ранних гоминид – австралопитековых, около 3 млн. лет. Изготовление примитивных орудий труда требовало логической последовательности движений, которая является следствием заранее обдуманной мысли. Следующим ключевым событием в эволюции человека стало освоение огня, относящееся к периоду Homo erectus, приблизительно 450 тыс. лет. Использование огня стало следствием коренного изменения в поведении древнейших людей, что дало возможность отойти от естественного образа жизни (как источник света огонь дает возможность использовать для жилья глубокие пещеры) и изменить пищевые привычки (приготовление пищи и ее совместное потребление говорит о коллективном, семейном единении, что является зачатком социальной жизни). К этому же периоду можно отнести освоение речи, как следствие и результат социального общения. Приблизительно к периоду 100 тыс. лет относятся первые искусственные захоронения неандертальцев, Homo sapiens neandertalensis. Использование охры для окрашивания тел и придание мертвому телу специальных поз говорит о наличии у древних людей специальных обрядов погребения и, соответственно, мифологических представлений. Находки предметов из кости, напоминающие амулеты, и гальки, испещренной царапинами, дают возможность предполагать наличие зачатков искусства. Homo sapiens sapiens, кроманьонцы, непосредственные предки современного человека, появляются приблизительно 40 тыс. лет назад в период верхнего палеолита. Собственно, с этого момента можно отсчитывать начало культурогенеза. Основополагающая характеристика первобытной культуры - ее синкретичность, неразрывная связность всех элементов, предшествующая расщеплению целого на части. Проявляется во всех сферах: единство основных форм практической деятельности – собирательство, охота и, собственно человеческая - ремесло, которое имеет только обслуживающий характер; единство человека и природы, отразилось в первичных верованиях - анимизме – одушевлении всех явлений природного мира; в магии как способе воздействия на окружающий мир с помощью определенных действий, основанных на принципе «подобное рождает подобное» («закон симпатии»); в первобытном искусстве, которое не является отдельной сферой духовной деятельности, а представляет собой ритуально-магическую практику, в которой объединены ритуальное действие, «живопись», мелкая пластика и мифологической творчество. Уже на первых ступенях своего развития искусство составляло необходимую часть трудовой деятельности первобытной общины, было вплетено в повседневный производственный процесс. Первобытное искусство – основные этапы и виды. 35-19 тыс. лет – раннее пещерное искусство – отпечатки руки, силуэты животных, «палеолитические Венеры»; 19-15 тыс. лет – вершина пещерного искусства – динамические рисунки животных; 15-10 тыс. лет - мелкие рисунки, динамические изображения животных. Истоки первобытного искусства, согласно А.П. Окладникову лежат в чувстве формы, потребности в ритме и симметрии, которые вырастали из работы мастера, из элементарного процесса изготовления орудий труда, где неизбежно и закономерно, в строгом порядке чередовались одни и те же трудовые приемы. «Макароны» - выполнены пальцами или острыми зубцами по мягкой глине, параллельными линиями. Изображения представляют собой запутанную сеть волнистых линий и полос – Альтамир. «Рука» - преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертание кисти. Такой силуэт был элементом, давшим начало всему изобразительному искусству верхнего палеолита (теория «руки»). Первобытное мышление. Постановка вопроса о мировосприятии первобытного человека был поставлен этнографом Э.Тайлором в работе «Первобытная культура», в которой он рассматривает первичные анимистические верования, возникающие из ответа на две группы биологических вопросов: 1, что составляет разницу между живым и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти; 2, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях. В результате размышлений над этими вопросами «дикарь» приходит к выводу, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак, то и другое тесно связано с телом – жизнь дает возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, его второе «Я». Далее дикарь – философ делает второй шаг, соединяет жизнь и призрак, в результате появляется понятие призрачно души, духа-души. Душа есть тонкий, невещественный образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли о том существе, которое одушевляет, она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и даже влиять на них. Могучие божества сформированы по типу человеческой души – антропоморфизм. Идеи Э.Тайлора вызвали критику со стороны французского антрополога Л.Леви- Брюля, утверждавшего, что идея души отсутствует у первобытных людей, ее заменяет представление об одной или нескольких партициациях (частях), которые сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь еще в ясное сознание подлинно единой индивидуальности. Душа, служившая отправным пунктом в размышлениях Тейлора, появляется только в обществах сравнительно высокого типа. Кроме того, первобытное мышление руководствуется не законами логики, а коллективными представлениями и законом сопричастности, такой тип мышления Леви-Брюль определил как до-логический, оперирующий предпонятиями. Работа «Первобытное мышление» была подвергнута критическому анализу сразу после своего выхода. Так, известный французский антрополог Ф.Боас указывал на неправомерную интерпретацию этнографических данных, а психолог Ф.Бартлет на недопустимость сравнения научного типа мышления в современной европейской культуре и типом мышления примитивных племен. В дальнейшем, вопросы, поднятые Леви-Брюлем, о специфике мышления представителей примитивных племен и особенности их мировосприятия, и, в целом, проблема соотношения культуры и мышления, получили развитие в рамках различных научных дисциплин и направлений, в работах таких исследователей как Л.С.Выготский, А.Я.Лурия, Ж.Пиаже, Ф.Боас, М.Мид, М.Коул, С.Скрибнер, К.Юнг, М.Херсковиц, М.Вобер и др. Лекция 3. Древний Египет. «Египет – дар Нила». Отличие от Месопотамии – регулярность разливов и замкнутость. Египет - компактная страна, где селения располагались в близости друг к другу, а все пространство в целом было замкнутым и изолированным от окружающего мира защитным окружением гор. Древнейшие культуры – Фаюм, Бадари и др. примерно одновременны с Убайдом. – грубоватая керамика, зерновое земледелие, кремниевые орудия, первые орудия из синайской меди. Связи через Синай - влияние культуры Двуречья, введение пиктографической письменности. 4 тыс. – активное развитие Египта – ирригационные сооружения, глинобитные строения, металлургия меди, строения из сырцового кирпича. Как и в Шумере – первые протогосударства возникают как объединения вокруг храмов. Эти сообщества – номы, территориально тянулись вдоль Нила на многие десятки километров. Во главе – первосвященники-жрецы, впоследствии приобретающие функции политических администраторов, правителей номов. Постепенно власть концентрировалась в руках наиболее удачливых из них, письменные источники по этому поводу, в отличие от шумер отсутствуют. По свидетельству египетского жреца Манефона, жившего на рубеже 4-3 века до н.э. и написавшего впоследствии утраченную историю Египта, на рубеже 4-3 тыс. примерно 20 номов Нижнего Египта в дельте Нила и столько же Верхнего до дельты были объединены в руках двух правителей, противоборство которых привело к победе правителя Верхнего Египта. За 500 лет до Саргона, фараоны 1 и 2 династии, начиная с Менеса, были всевластными обожествленными правителями огромного государства. Начиная с 3 династии, фараоны становятся не просто обожествленными правителями, а равными богам. Об этом нам говорят и пирамиды 3и 4 династий - Джосера, Снефру, Хеопса, Хефрена. Древнейшая из пирамид – ступенчатая пирамида правителя 3 династии Джосера. Архитектором ее считается Имхотеп, жрец, врач (ему приписывается авторство медицинского папируса Эдванса Смита, названного так по имени американского археолога), архитектор, впоследствии обожествленный. Существует гипотеза, что ступенчатые пирамиды строились по принципу поставленных друг на друга мастаб, гробниц предшествующего периода, представляющих собой усеченные пирамиды с подземной и надземной частями. Ступенчатые пирамиды имеют аналогии с зиккуратами – храмовыми постройками на территории Месопотамии, ступенчатая форма которых была обусловлена постоянным размыванием почвы и необходимостью обновления постройки. Самая большая из египетских пирамид, пирамида фараона 4 династии Хеопса, – 147 метров, строили ее, согласно Геродоту, 100 тыс. человек на протяжении 20 лет. Строительство пирамид не только отнимало много сил и средств, но способствовало совершенствованию мастерства и накоплению опыта. На строительстве, как и в Месопотамии, труд рабов почти не использовался, рабов-иноплеменников было немного, и основной силой были рабочие отряды, иногда для обслуживания и охраны отписывались целые поселения. Начиная с 5 династии строительство пирамид идет на убыль, централизованная администрация стала ослабевать. Пирамиды 5и 6 династии невелики и небрежно построены. По сравнению с Месопотамией в Египте сохранилось очень скудное количество письменных источников, поэтому нет однозначности в социальной и хозяйственной жизни. Периоды сильной усиления централизованной власти сменялись периодами политической раздробленности и самовластного правления глав номов – номархов. Часто номархи имели собственную армию, чиновников, вели собственное летоисчисление, наследование власти, номы могли объединяться в результате браков. Но подобная раздробленность со временем уступает укреплению центральной власти, как это было в период Среднего царства. Подтверждением власти центра стало превращение при 12 династии естественной котловины Фаюмского оазиса в Меридово озеро – искусственный резервуар, который позволил накапливать излишки нильской воды и регулировать уровень вод во время разлива и орошать поля в период засухи, что было признано греками настоящим шедевром строительного искусства. В 18 веке до н.э. азиатские племена гиксосов, познакомившие египтян с боевыми колесницами и лошадьми, осели в районе дельты и правили около полутора веков, для египтян это стало временем «упадка и деградации, варвары все крушат, Нил иссыхает, богачи и бедняки меняются местами и даже женщины не беременеют». После изгнания гиксосов при фараоне 17 династии, начинается период Нового царства, относящийся к 16-9 векам до н.э. и ставший периодом расцвет Древнего Египта. В это время, 16-15 век появляется слово «торговец», серебро вытесняет зерно в качестве мерила рыночной ценности. Множество рабов-иноплеменников, которые сажались на храмовые земли и становились зависимыми арендаторами. Рабов в частном секторе было немного, и стоили они дорого – цена рабыни приравнивалась к стоимости 4-5 рабов, дона девочка-рабыня была продана за цену, эквивалентную 373 гр. серебра, один грамм –72 литра зерна, т.е. по этому курсу свыше 25 тонн. Правление Эхнатона. В противовес усиливающим свое влияние жрецам и официальному культу Амона-Ра, фараон Аменхотепом 4 поддержал культ бога солнечного диска Атона, за которым не стояло никаких влиятельных сил. Объявив себя верховным жрецом Атона, Аменхотеп изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и перебрался во вновь построенную столицу в 300 км от Фив, город Ахетатон (горизонт Атона), теперь известный как Эль-Амарна. При Эхнатоне изменилось иконография Атона, на смену мужской фигуре с головой сокола пришло изображение солнечного диска, лучи которого заканчивались человеческими руками, держащими символический знак «анх», «жизнь», крест с петлей наверху. Акцент при правлении Эхнатона был сделан на концепции справедливости и правосудия, которую олицетворяла богиня Маат. В новом каноне искусства, получившем название Амаранский стиль, главенствующим принципом стала искренность, проявившаяся в требовании портретного сходства. Канон изображения фараонов и знати претерпел существенные изменения, отныне фараон изображался не как отвлеченный идеализированный образ бога, а как реальный человек, обладающий физическими изъянами. Кроме того, меняется ракурс фигур, позы становятся естественными, особое внимание уделяется бытовым сценам, на которых можно увидеть Эхнатона в окружении семьи, рядом с дочерями и женой Нефертити («прекрасная женщина пришла»). Одним из наиболее известных произведений амаранского стиля стал раскрашенный бюст Нефертити. Как считают некоторые исследователи, монотеистическая тенденция реформы не была главной, основная цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ослабления влиятельной храмовой знати. Эхнатон процарствовал 17 лет, при нем реформы не встретили открытого сопротивления, но после его смерти, его наследник, Тутанхамон, меняет свое имя (Тутанхатон) и переезжает в Мемфис, возвращая жреческой знати все прежде утраченные привилегии. Имя Эхнатона было предано забвению, а его столица снесена. В конце 2 тыс. могущество Египта стало ослабевать. Ливийские племена и племена «народов моря» вытеснили египтян из их внешних владений и стали заселять район дельты. Ослабление государства сказалось на укреплении местной власти и жречества, что и привело Египет к гибели как независимого и сильного государства. В 332 году до н.э. завоевания Александра Македонского привели к окончательному падению независимости Египта, в котором сначала правил диадох Птолемей и династия Птолемеев, превратившие Египет в признанный центр эллинистической культуры. Птолеемевский Египет пришел в упадок в начале новой эры, после чего страна превратилась в провинцию Рима, а 4 в н.э. Византии. Культурное пространство. Папирус Эдвинса Смита ( 3 тыс. до н.э.) интересен не только как древнейший медицинский документ, но и тем, что заболевания представлены в нем в систематическом порядке. Болезни классифицированы на те, с которыми целитель: 1.будет бороться, 2.которые может лечить, 3.не поддающиеся лечению. Папирус посвящен хирургической обработке ран и переломов, сохранилась лишь часть документа, относящаяся к переломам от головы до плеч. Представления о загробной жизни. Этика. «Как я люблю жизнь и ненавижу смерть» - распространенная фраза из заклинаний в Древнем Египте, дает представление о смысле и целях сохранения тел умерших путем мумификации. Египтяне верили, что после смерти они, преобразовавшись, смогут поселиться в «Стране вечности», стране справедливости и честности, где нет никаких забот. Для этого необходимо было, чтобы тело человека сохранялось после его смерти, чтобы родственники совершали приношения, поддерживая загробную жизнь, и, чтобы умерший выдержал суд Осириса, представ на нем в качестве подсудимого. До нас дошли тексты пирамид, относящиеся ко временам 5 и 6 династии, начертанные на стенах гробниц. Они представляли собой заклинания, призванные оберегать умершего в его загробной жизни. Позднее эти тексты, претерпевшие изменения, стали записывать на папирусе, и использоваться не только фараонами, но и простолюдинами. Эти свитки получили название «Книги мертвых», которая представляет собой собрание текстов, состоящих из заклинаний и гимнов, главный смысл которых заключался в практическом руководстве умершего по дороге «на Запад». Добравшись до суда Осириса, умерший представал перед коллегией богов во главе с самим Осирисом и его женой Исидой. Сердце подсудимого взвешивали на весах правосудия, на другой чаше которых клали перо, символизирующее богиню правды Маат. Если сердце оказывалось столь же легким, лишенным грехов, то подсудимый награждался бессмертием, если нет – то его пожирало чудовище «Пожиратель душ», и человек умирал во второй раз, окончательно. Из «заявления о невиновности», которое произносил на суде умерший, можно получить представление о морально-этических нормах и запретах. Убийство, воровство, ложь, гомосексуализм, тщеславие – короткий перечень, того, что лишало бессмертия. Лекция 4. Древняя Индия. Заселение Индии шло с севера, через Иран и Афганистан. В 6-4 тыс. появляются первые неолитические поселения в долине Инда, а примерно 24 век – урбанистическая культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Кирпичные постройки – дома, дворцы, зернохранилища, бассейны с системой канализации, сооружения типа верфи, соединенные каналом с рекой, все это говорит в пользу развитого ремесла и торговых связях с соседями, прежде всего с Шумерами. Антропологический тип населения Индских городов близок к населению ближневосточных центров. Города были очень недолговечны, уже в 18 веке они пришли в упадок. Некоторые данные говорят о том, что упадок городов начался значительно раньше, он был связан с нарушением обычного уклада жизни, беспорядочными постройками, ослаблением администрации, что было вызвано, возможно, изменением русла Инда и затоплением обширных площадей. Письменность, состоящая из, примерно, 400 иероглифов и петроглифов, до сих пор не расшифрована. Небольшие тексты из 6-8 знаков на печатях или амулетах цилиндрической формы делают невозможной адекватную идентификацию социального и экономического строя индской цивилизации. Хараппская цивилизация долины Инда исчезла, почти не оказав влияния на последующую культуру индоариев. Новый очаг цивилизации складывается в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на тысячи километров. Из ранних религиозных верований до нас дошло изображение так называемого прото-Шивы на печатях с изображением рогатого быка, сидящего в иогической асане на троне или земле. На голове божества - два рога, между ними - дерево; окружают его лев, носорог, зебу и слон. В индуизме Шива – покровитель скота, его изображают трехликим. Индоарии в долине Ганга. «Арий» - «благородный», термин использовался иранцами («ир», «ар») и индийцами и относился первоначально к индоиранской общности, которая впоследствии разделилась, и, возможно, противоборствовала. В 14-13 веках первоначально арии проникают в Афганистан и оттуда в долину Ганга, заселенную этническими общностями мундов и дравидов, они постепенно осваивают долину, ассимилируя или вытесняя автохтонов. Высокий уровень материальной культуры, характерный для индоариев – использование плуга, знакомство с металлами, ирригационные устройства, транспорт, развитое ремесло, позволил достаточно быстро и успешно утвердиться на новой территории. В современной науке почти отсутствуют документы, относящиеся к социально-политической истории этого периода, нет ни летописных хроник, ни записей исторических событий, зато религиозно-философская сторона жизни древних ариев подробно освещена в таких памятниках, как корпус ведической литературы, эпических сказаниях Махабхараты и Рамаяны. Такая специфическая особенность древнеиндийской культуры, внимание которой сконцентрировано на внутренних, религиозно-философских и морально-этических вопросах, естественно затрудняет реконструкцию социальной, политической и исторической структур общества. Судя по ранним литературным источникам, уже на раннем этапе из среды рядовых общинников выделяются жрецы-брахманы, обладающие высоким социальным статусом, в чьи функции входило соблюдение сложных ритуалов и обрядов и сохранение ритуально-мифологического наследия и военачальники-кшатрии, обладающие административные функции. Первые города в долине Ганга появляются в 9-8 веках, к этому же времени относятся и ожесточенные войны за политическое господство в регионе, о чем свидетельствуют эпические сказания, Махабхарата. На протяжении всего периода древности и средневековья для Индии было характерно отсутствие сколько-нибудь устойчивых политических образований, многие из которых как быстро появлялись, так и приходили в упадок. Относительная слабость политической власти в истории Индии скорее всего связана с кастово-варновой системой, просуществовавшей с глубокой древности до наших дней, и ставшей основой общественного устройства, чья жесткая структура стала альтернативой слабой политической власти. Кастово-варновая система. «Варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Согласно Ригведе, первой из Вед, сборнике гимнов и воззваний, из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из рук - кшатрии, из бедер – вайшья, простые земледельцы и скотоводы, а из ступней – неимущая и неполноправная варна шудр. Три высшие варны генетически связаны с индоариями, они именовались «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т.е. обряд инициации, который проводился в детстве и сопровождался одеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал варне. Дваждырожденные противопоставлялись шудрам, которые формировались из неполноправных неариев, и, которые не имели права изучать Веды, а также участвовать в обрядах совместно с представителями других варн, они не могли претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Со временем система претерпевает изменения, постепенно варновая система усложняется и дробится, трансформируясь в систему каст, дошедших до нашего времени. Каста – джати, род – замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенных сферах деятельности. Насчитывается несколько сотен и даже тысяч. Кастами могут стать и племена, и секты и профессиональные группы. В особую группу выделяются те, кто занят «нечистыми профессиями», такими как, убой животных и выделка кож, уборка мусора, знахари, палачи, актеры и т.п. Каста «неприкасаемых» в социальном плане стоит на самом нижнем уровне, ее положение хуже, чем даже у рабов, т.к. это полное отсутствие прав. Принципиальное отличие касты от варны заключается в том, что касты представляют собой корпорации, обладающие четкой внутренней организацией, органами управления, регламентацией профессиональной деятельностью, нормированием внутреннего и внешнего общения, обычаями, украшениями и т.п. К тому же касты могут быть не всеиндийскими, а региональными группами. Кастово-варновая система основывается в первую очередь на представлении и карме, как результате поступков в предыдущих рождениях, что в свою очередь обуславливает нынешнее существование. Т.е. рождение в определенной варне не дело случая, а проявление действия кармического закона, поэтому переход из варны в варну невозможен, более того, принадлежность к низшей варне не может быть поводом для недовольства, так как это дело личных заслуг. Система каст послужила опорой для всей индийской цивилизации в целом, несмотря на длительные периоды дестабилизации и относительно слабую центральную власть. Религия эпохи Вед. Древние арии обожествляли и одухотворяли животных и растения, явления природы. Были распространены жертвоприношения (в том числе и человеческие) в честь богов и связанные с ними культовые отправления, которые сопровождались магическими заклинаниями и обильными пиршествами с возлиянием сомы, в котором некоторые исследователи видят мухомор. Руководили церемониями – жрецы – брахманы. Практика жертвоприношений вызвала к жизни священные тексты ариев – Веды, оформленных на рубеже 2-1 тысячелетий. «Веды» - знание – сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний. Старейшим из богов ведического пантеона Дьяус, бог неба, отец богов, аналогичный по статусу и имени не только древнегреческому Зевсу, но и латинскому понятию «бог» (Дьяус - Зевс - Деос - Тео). Он и его жена, богиня земли Притхиви, считались прародителями мира, богов и людей. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра, бог тепла и света, дождя и бури, мудрец и воин, повелитель вселенной, гроза демонов, универсальный владыка. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни, бог Огня - как жертвенного пламени, так и домашнего очага. Агни считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, кем-то вроде посредника между землей и небом, людьми и богами. Со временем меняются представление и самих богах и об их функциях. Веды становятся все менее понятны, появляется необходимость в комментариях, брахманах, положивших начало философским текстам древней Индии – упанишадам. Одно из центральных понятий индийской философской мыли – понятие кармы. В упрощенном виде, карма состоит из суммы злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму последующего рождения. Хорошая карма гарантирует удачное рождение, брахманом или князем, плохая карма чревата рождением рабом или неприкасаемым, или животным. Те, кто встал на путь отшельника-аскета, путем длительных практик могли выйти из-под действия закона карты и прервать цепь перерождений, достичь освобождения. Индия периода Маурьев. К середине 1-го тыс. до н.э. в долине Ганга существовало приблизительно 16 сравнительно крупных государств, в большинстве из которых установилась наследственная монархия. В 4 в до н.э. выходец из шудр, Чандрагупта, воспользовался поражением греко-македонских гарнизонов в 317 г. до н.э. и основал государство Маурьев, которое просуществовало около полутора столетий. Особенного расцвета государство достигает при Ашоке, который объединил под своей властью почти весь индийский субконтинент, различный по языкам и культуре, опираясь на древнеиндийские религиозно-этических нормы – дхарму. В понятие дхармы включалась также и религиозная терпимость, к концу жизни Ашока начинает оказывать покровительство буддизму. Буддизм. По преданию основателем буддизма считается царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (486-400 гг.до н.э.), который стал Буддой, «просветленным», после достижения «просветления». В своей первой проповеди, прочитанной для небольшого числа последователей в городе Бенарес, Будда сформулировал основные положения вероучения, «четыре благородные истины». 1. Все есть страдание: рождение, болезнь, смерть, соединение с неприятным, разлучение с приятным. 2. Причина страдания – вожделение, ведущее к новым рождениям. 3. Прекращение страдания возможно путем прекращения вожделения. 4. Оставить вожделение возможно следуя «Благородным восьмеричным путем». В результате тщательного соблюдения предписаний возможно добиться состояния архата, которое освобождает от цепи перерождений и позволяет достичь нирваны, состояния по ту сторону бытия и не-бытия. Для раннего буддизма было характерно отождествления нирваны и безболезненной смерти без последующего рождения. Обретение всей полноты восьмеричного пути в раннем буддизме было возможно только для монашеской общины, члены которой отрекались от всего мирского, в том числе от системы варн. Джайнизм. Наряду с буддизмом, джайнизм относится к религии основателя, пророка, в которой акцент ставится на морально-этическую сторону вероучения. Возникновение джайнизма связывается с именем Махавиры Джины, выходцем, как и Сиддхартха Гаутама, из варны кшатриев-воинов. Согласно легендарным преданиям, зафиксированным в буддийских текстах, Махавира встречался с самим Гаутамой Шакьямуни, просветленным Буддой, и вел с ним диспуты. Вначале последователями Джины были лишь аскеты, которые отказались от всего материального ради великой цели -спасения, освобождения от кармы. Позже состав джайнской общины стал увеличиваться за счет сочувствовавших аскетам и кормивших их мирян. Все члены ранней общины джайнов - миряне, жрецы и аскеты-монахи, мужчины и женщины - подчинялись общим законам, соблюдали определенные нормы поведения и, главное, запреты, которые и составляли едва ли не основную суть учения. Как и все древнеиндийские доктрины, учение джайнов исходило из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения (мокши) и тем более полного освобождения (нирваны) душа может лишь в том случае, если она освободится от всего материального. Основу общины джайнов всегда составляли миряне. Принадлежность к джайнской общине со временем стала определяться рождением, так что суровый образ жизни членов джайнской общины становился привычным для каждого с детства. Чисто религиозных обязанностей у джайнов немного -они в основном сводятся к почитанию божеств, посещению храмов, принесению даров. Зато весомое, если не преобладающее место в жизни каждого джайна занимает работа над собой: здесь и изучение священных текстов, и постоянная тренировка йогического типа, и жесткий самоконтроль с периодическими покаяниями за прегрешения. Все члены общины обычно добровольно принимают на себя пять основных обетов: не, причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах. К этим пяти нередко добавлялись дополнительные ограничения, порой и лично взятые на себя обеты, смысл которых всегда был однозначен: джайн ограничивал себя в жизненных удовольствиях и стремился к ужесточению обыденного распорядка. Джайны не только никогда не охотятся на животных, но, напротив, всегда заботятся о них - как о домашних, так и о диких: подкармливают голодных зверей и птиц, лечат раненых. Среди джайнов почти нет крестьян: крестьянский труд несовместим со строгим соблюдением все того же принципа ахимсы, ибо повреждение даже земляного червя плугом или бороной с этой точки зрения - грех. Поэтому джайнские общины издревле селились в городах и стремились заниматься преимущественно ремеслом и торговлей. Неудивительно, что в современной Индии немногочисленная джайнская община занимает непропорционально влиятельные позиции, обладая немалым капиталом и играя заметную политическую роль в жизни страны. Не стремясь к роскоши и дав обет не стяжать, состоятельные джайны нередко тратят свои деньги на поддержку искусства и науки, издание книг, в первую очередь джайнских и о джайнизме, на помощь студентам, не говоря уже о строительстве храмов, школ, приютов, ветеринарных лечебниц, жилищ и т. п. Кушано-гуптский период. При последних правителях из династии Маурьев происходит распад империи Маурьев и завоевание территории бассейна Инда и частично Ганга среднеазиатскими племенами юэчжи, известными под именем кушанов и образованию Кушанского царства в середине 1 века н.э., достигшего расцвета при Канишке, считающегося вторым покровителем буддизма. Юэчжи, первоначально осевшие на землях Бактрии, ассимилировали многие достижения эллинистической и иранской культур, послуживших основой для синтеза с северо-индийской культурой в результате которого возникает гандахарское искусство, установившее иконографический канон в буддизме Махаяны. На рубеже 1 и 2-го веков нашей эры происходит раскол внутри буддизма, оформившийся на 4 соборе буддистов, на котором была очерчена доктрина Махаяны. Именно Махаяна («Большая колесница») преодолевает первоначальную этноконфессиональную замкнутость буддизма и распространяется за пределы Индии, завоевывая последователей в Средней Азии, Китае, Японии, Корее, Непале, а позднее в Европе и Америке. Отличительной особенностью этого направления стало признание возможности достижения «освобождения» не только для членов монашеской общины, но для мирян – последователей учения. Идеалом религиозной жизни становится не архат, а бодхисаттва («пробужденный»), существо, обладающее такими основными качествами как великое сострадание, премудрость (познание реальности такой, как она есть) и буддовостью (природой будды) и посвятившее свою жизнь спасению всех живых существ. Индуизм возникает в результате соперничества буддизма и брахманизма, его решающим преимуществом, обеспечившим конечный успех, стала ориентация на конкретные условия кастовой Индии, с ее многочисленными и порой противоречивыми культурными традициями. Под индуизмом скорее следует понимать не только определенную религиозную систему, но и весь индийский образ жизни с включением в него общепринятых жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников и т. д. Главными индуистскими богами считаются трое (тримурти) - Брахма, Шива и Вишну, они поделили между собой основные функции - созидательную, разрушительную и охранительную. Первым считается Брахма, основная функция которого - творец, созидатель мира, трансформирующий единство первоначальной Высшей Реальности в многообразие всего сущего. Шива, чьей главной функцией считается разрушительная, бог смерти, разрушения и изменения. Кроме того, он царь танцоров, магическая сила его танцев символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии. Из устрашающих танцев наиболее знаменит тандава – неистовый ритм, разрушающий мир в конце космического цикла. Кроме самого Шивы, индуисты поклоняются и олицетворениям его духовной энергии в виде жен-спутниц бога. Основная функция третьего члена индуистской троицы, бога Вишну, -сохранительная. Он прост и максимально близок людям. Наиболее любимые в Индии аватары (облики, воплощения) Вишну - это Рама и Кришна. Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился в своем завершенном письменном виде за несколько веков до нашей эры и широко вошел в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма в начале нашей эры. Рамаяна повествует о судьбе царевича Рамы и его жены Ситы, которая восходит на костер для того, чтобы доказать свою невиновность. Кришна - божество, культ которого в Индии приобрел самостоятельное значение, это древнее божество, имеющее, по-видимому, аборигенное, неарийское происхождение. В эпических сказаниях, в Махабхарате, Кришна предстает колесничим и советником главного героя, воина Арджуны, и раскрывает последнему высший смысл небесного и этического закона. Толкование Кришны вошло в виде главы под названием «Бхагавадгита» в состав Махабхараты. Тема Рождение Запада. Приложение 1. Содержание лекций. Тема 1. Введение в изучение истории мировой культуры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы