Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура как многоуровневая система.
Универсальность культуры в конкретных формах её проявления. Культура, как любая система, не только структурирована, но и универсальна. В своих глубинах она носит родовой характер.В какуюбы эпоху и где бы ни жил человек, для него всегда горе останется горем, а радость – радостью, происходит нарабатывание социокультурного опыта, знаний. Но будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, многоформна и переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры не толькозафиксировали ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.
Пространственные и временные конструкции культуры
Наиболее крупномасштабным членениеммирачеловеческойкультуры выступает выделение двух регионов -- Запада и Востока. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое -- оноусловно иподвижно. Речь идет о генеральной направленности разности теорий культуры представителями этих регионов, культурных в них тенденций и свершений. Дихотомия культур - Восток — Запад, связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания), традиций и иных параметров культур. Большинство зарубежных и российских теорий культуры трактуют этидва культурных мира одинаково, как основанные на несовпадающих принципах: «Запад» связан с частнособственнической прагматической активностью индивидуумов, с выведением их товарно-рыночных отношений на абсолютный и всеобъемлющий уровень своей культуры. «Восток» же отстал от всеохватывающего использования в личностной и этно социальной культуре частнособственнических отношений (хотя они тоже там действуют), опираясь на систему культуры коллективистских взаимоотношений и структуру патерналистского гражданского общества. Эти обстоятельства нашли отражение в различии духовного мира индивидуумов, специфичности конфессиональных религиозных мифопостроений, в правилах и обычаях, в традициях повседневной жизни. Динамичность, продуктивность «индивидуалистически-прагматического» Запада и культурная «специфичность» с не менее эффективной продуктивностью «общинно-коллективистского», философско «одухотворенного» Востока отразились на всех сторонах культуры, на взглядах теоретиков культуры, на системе государственного устройства, на профессиональных, личностных и общественных взаимоотношениях. Рассмотрение универсальности культуры возможно и во временном срезе, что наравне с культурологией научно исследуют история и археология, цель которых -- выявить объективные и субъективные условия формирования исторических этапов, форм, способов и механизмов генезиса как локальных культур, так и человеческой культуры в целом. Культура, взятая глобально, может быть вцелом охарактеризована как изменяющаяся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности непреходящи. В глазах людей, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления, в способах разности их выражения, - фрески Аджанты или Эллады, произведения Ду Фу или А. С. Пушкина, «Ведов славян» болгаро-помаков или «Велесовой книги» славяно-русов, научные дерзания Г. Галилея или личностные переживания Ю. А. Гагарина во время его полёта в космос -- всегда будут величайшими культурными свершениями человеческого рода. Вместе с тем, правомерно говорить и о «специфических» культурах, например об архаистике, классицизме, модерне и постмодерне. Архаика (от др.гр. – древний)– ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние этапы древнеегипетского и древнегреческого искусства. От данного слова образовано понятие «архаистика», как подражание старинным формам, старинной манере в искусстве, в архитектуре и в литературе. Классицизм (от лат. - нем. яз-в – первоклассный, образцовый) художественный стиль и напрвление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XIX вв., одним из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Модерн (от фр. яз.—современный) – стиль в европейском искусстве конца XIX – нач. XX вв., противопоставляющий себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. Воспроизведению стилей прошлого. Он характеризуется стремлением к лаконизму форм, подчёркиванию структурных элементов. В архитектуре модерна использовались возможности новых конструкций, строительных и отделочных материалов, свобода планировки интерьера для создания подчёркнуто необычных декоративных эффектов. Он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности. Постмодерн 70-х годов двадцатого века наиболее характерен для современных культурных реалий (в основном) стран Запада. Его характеристики абстрактно-футуристического эклектизма в искусстве и архитектуре еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние современной мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован и постмодерн — это нечто иное, как, с одной стороны, отражение достижений научно-технического прогресса, например, строительство зданий не только из бетона и стекла, но и из иных современных материалов футуристических форм. С другой стороны, под постмодерном выражаются и трактуются культурные образцы, как символы культурологической фиксации деградирующего состояния ряда направлений современной культуры. Таким образом, генезис культуры, начавшись в архаический период продолжается и в настоящее время, порождая как разность локальных культур, например – Востока и Запада, так и разностную противоречивость в теориях культур, краткая сущность некоторых их них будет рассмотрена ниже.
Структура культуры Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. В рамках культурологии исследуются и такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные культуры социальных групп, на субкультуры. Культуру поее коллективному носителю подразделяют на мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего этнического общества. Интернациональная культура – это внеэтнический синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего сообщества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются в духовной сфере (язык, литература, музыка, живопись, религия), в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, в традициях и этикете, в организации производственных процессов и отношений), в этнической специфике и иных сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (этническую) и социальную (общественную), личностно-бытовую и профессиональную культуры. Культуру по содержанию и влиянию на человека делят на прогрессивную, гуманную, нравственную и реакционную, антигуманную, безнравственную. Как явление, формирующее человека, она может формировать личность как нравственно, так и безнравственно. Существует деление культуры и по признаку актуальности. Актуальна та культура, которая в данный момент обладает повышенной значимостью или в данный момент объективно или субъективно массово пропагандируется, добровольно или насильственно находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода). Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науки, искусства, литературы, мифологии нравственности, политики, права, религии, сосуществующие и взаимодействующие друг с другом и составляющие единую систему. Функции культуры Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества. Главной функцией культуры является человеко-творческая (гуманистическая), т. е. -- «креативная»функция. Это синтезирующая функция. Она заключается в преобразовании и освоении мира. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с преобразованием культуры личности и социума, например, их личностной и коллективной этно- и социокультуры. Все остальные функции культуры связаны с креативной и вытекают из неё. Культура как технология деятельности, является средством: а) преобразования мира, б) общения, в) познания, г) управления, д) оценки системы ценностей; ж) прогнозирования последствий деятельности. С учетом фактора времени культура выполняет функцию исторической преемственности, передачи (трансляции) социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде: устное, письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Культура, как знаковая система -- единственный механизм передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Без общения человека с себе подобными, невозможны ни общество, ни человеческая культура. Информационная изоляция этно- и социо- культур наносит непоправимый ущерб всем звеньям субъектов культуры. Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять в глубокой древности, когда на первый план вместо подсознательно-инстинктивного стал выдвигаться логический, универсальный интуитивно-понятийный и логически-профессиональный способ трансляции опыта. Таким образом, познавательная (гносеологическая) функция человеческой культуры, как и коммуникативная, сложилась на уровне животного состояния человека и досталась ему по наследству от биологической культуры, с ней связана и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и этим создавать возможности для качественного социокультурного совершенствования его познания и освоения. С коммуникативной и познавательной тесно связана сигнификативная (от англ. яз. - знак) или знаковаяфункция культуры - функция приписывания значений и ценностей. Это так называемая семиотическая (от др.гр.яз. - учение о знаках) функция. Культура, представляя собой определенную знаковую систему, предполагает её знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Язык (устный или письменный) -- средство общения людей (см. Справочник терминов), а литературный язык -- средство овладения национальной культурой Специфические языки нужны для познания особого мира музыки живописи, театра, техники, технология и т. д. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) тоже располагают собственными знаковыми системами. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, выраженное в конкретной форме -- в виде философской системы или песни, мифа или научной теории. Ценностная или аксиологическая(с др.гр. - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура, как система ценностей, формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. С последней связана регулятивная (нормативная) функция культуры, которая опирается на нормативные системы (мораль и право). Она связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Культура – это одновременно и создание, область норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самые разные названия: обычаи и традиции, приказы, постановления, законы, конституционные акты. Релаксационная (от лат. яз. - ослабление) функция культуры заключается в искусстве физического и психического расслабления -- разрядки, которую дает культура. Естественные индивидуальные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Для снятия коллективного напряжения служат стилизованные формы увеселения, праздники, фестивали, ритуалы, мифотворчество. Миф в древности выполнял функции механизма социокультурной памяти, аккумулирования и сохранения накопленных знаний, опыта, передачи их молодым поколениям. Миф в расширительном смысле можно назвать архетипом современной культуры. Он выполнял в архаической форме (с позиций современного нашего развития) все те же функции, которые выполняет культура в современном обществе. Культура выполняет функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого сообщества. На уровне социальной группы культура объединяет людей и дифференцирует их. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» кбогатствучеловеческой деятельности. Таким образом, комплексно-системное единство функций культуры обнаруживается в любом культурном явлении, событии, предмете, процессе, факте. Элементы культуры По мнению американского антрополога Э. Хобеля, элементом культуры является неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, паровая машина) и нематериальными (теория относительности, идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка, как выражение одобрения или страха). Элементы культуры условно можно разделить на универсальные, общие и уникальные (специфические). Универсальные культурные элементы -- это свойства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства; привязанность детей к родителям. Социальные культурные универсалии --групповая жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии). Культурные универсалии -- нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. Они возникают, потому что все люди физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Их уникальность заключается в разнообразии этнокультурных форм проявления. Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт: речь; материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Их выделил Кларк Уислер и назвал универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Это так называемые культурные темы. Разные культуры построены вокруг разных тем -- равенства, социальной справедливости, индивидуальной и(или) коллективной ответственности, денежного успеха, военной доблести, охоты. Общие культурные универсалии расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальными. Они чаще присущи народам, поэтому их еще называют региональными. Благодаря диффузии (спонтанному проникновению) и независимым открытиям некоторые культурные черты настолько же широко распространены, как и культурные универсалии. Причинами зарождения региональных и межрегиональных сходств являются следующие: некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами; добровольная или вынужденная миграция народов или их значительной части на территорию других этносов; одновременное появление у народов, проживающих в одном государстве или в разных районах земли одинаковых или похожих культурных изобретений. К общим культурным чертам относится тип семьи. Различают семью нуклеарную, где отношения между мужем и женой и отношение родителей к детям являются главными, и расширенную, т.е. большую, многопоколенную семью, в которой отношения между мужем и женой отступают на второй план. В некоторых обществах кланы и большие родственные группы занимают доминирующее положение, вытесняя нуклеарную семью. Уникальные элементы культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей. В других культурах думают иначе. Примитивные народы верят в духов умерших, в посмертное существование, как органичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому готовятся к встрече с иным миром основательно. Обряд инициации в древних племенах для современного человека представляет собой уникальное зрелище, как экзотический элемент примитивной культуры. И в европейской культуре переход от юности к зрелости является важным событием, но отмечается только как семейное торжество. Культурное своеобразие (специфика) проявляется в сравнении культур. Этнографы знают, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне ставили дом к улице торцом, а южане располагалиеговдоль улицы. По одежде русской крестьянкидоXX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась. Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. Например, в Европе кофе пьют больше, чем в России. Таким образом, элементы (или черты) культуры – это базисные единицы культурной статики.
Языки культуры Культура всегда есть связь между людьми, группами, сообществами, объединениями. Все, что в ней создается, должно быть передано от одного субъекта культуры к другому. Поэтому культура изначально коммуникативна. Она внутренне (имманетнтно) семиотична, то есть всегда выступает как совокупность знаков, выражающих определенное содержание, передающих определённый смысл. Субъекту культуры (единичному или совокупному) всегда необходим партнер, адресат, собеседник, восприемник. Языком культуры называются те информацию несущие средства, знаки, символы, тексты, вещи, действия, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель. Знаки, составляющие все языки культуры, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия тому, что они представляют. Выделяют пять основных знаковых систем -- естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи. Естественные знаки -- вещи и явления природы при обозначении ими предметов и явлений. Это знаки-признаки (дым -- знак огня). Функциональные знаки -- тоже знаки-признаки. Ноих связь с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а функциями, которые они выполняют. Вещи и явления прагматического предназначения, включенные в человеческую деятельность, получают помимо своих непосредственных функций еще и знаковую функцию (дают информацию о вещах и явлениях). Конвенциональные знаки - знаки в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Культурологами определено четыретипа конвенциональных знаков: -- сигналы - извещают или предупреждают людей (цвет светофора, «зебра» на пешеходной дорожке); -- индексы - условные обозначения предметов или ситуаций в компактном виде, для выделения их из ряда других (картографические знаки, условные значки в схемах, графиках); -- образы - строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают (знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы): -- символы - материальные или идеальные знаки, несущие информацию о глубинном смысле того, что он выражает, представляя в иносказании наиболее существенное, что есть в символизируемом объекте (эмблемы, гербы, ордена, знамена). Каждая область социокультурной жизни (религиозная конфессия, этнос, профессиональная группа, политическое и иное объединение) имеет свою символическую систему. Сама культура -- это концентрированный символический опыт человечества. Вербальные знаковые системы -- разговорные (естественные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Вербальная система -- это полиструктурная, разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков. Её базисной структурной единицей является слово, которое внутренне также структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание). Из слов складываются фразы, предложения, высказывания. Из последних -- тексты. Естественный язык, в отличие от искусственных формализованных языков, является открытой знаковой системой, и способен к неограниченному развитию. Новые явления в жизни людей вносят в язык новые слова, пополняя его лексику (словарный запас). В свою очередь слова, связанные с уходящими в прошлое видами орудийно-хозяйственной деятельности, условиями жизни, выходят из употребления. Но, несмотря на подвижность, основной словарный фонд (лексическое «ядро» языка) сохраняется веками, обеспечивая взаимопонимание поколений. Массовые системы записи (письмо, нотная грамота, компьютерные языки и так далее) естественного языка формируются на относительно высокой стадии развития человеческой культуры. Они возникают на базе других знаковых систем (разговорного языка, музыки) и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Базовым знаком письма является абстрактная единица, чем абстрактней слово -- буква, тем меньше число базисных знаков, текст делается более обозримым и лучше воспринимаемым. Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст, под которым в современной культурологии понимается не просто письменно зафиксированные высказывания, а все, что искусственно сделано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы). Текст -- это совокупность знаковых систем, наделенная определенным информационным смыслом и значением. Таким образом, любое явление культуры можно назвать языком культуры, который формирует текст культуры, если последний сформирован людьми с помощью знаковых систем, как главных носителей информации.
Цивилизация и культура Цивилизация «от лат.яз. –- гражданский) – уровень развития материальной и духовной культуры. По Л. Моргану и Ф. Энгельсу - это третья ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством, т. е. цивилизация -- современная мировая культура. Цивилизованный– находящийся на уровне данной цивилизации: культурный, просвещенный. Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии XVIII -- XIX вв., которая тогда состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национально-политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было ярко выражено. Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд Теннис в конце XIX в. сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от общины (Gemeinschaft) к обществу (Geseftscnaft) и выделил соответственно дватипа социальных отношений - общинные и общественные. Общинные отношения коренятся в эмоциях -- привязанностях душевной склонности -- и сохраняют сознательно (в силу следования традиции) или подсознательно (в силу интуиции или эмоциональных уз, благодаря объединяющему влиянию общего языка) собственную самотождественность. Данные отношения характерны для таких общностей как семья, соседство, род, этнос, народ и нация. Здесь главное -- органичность, конкретность отношений, их усвоенность в традиции. Эти отношения -- отношения в рамках общей культуры. В основе общественных отношений лежит рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они могут существовать между разделенными или чуждыми друг другу людьми, между врагами благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. Отношения этого типа имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и разного рода группы, коллективы, сообщества и государства, рассматриваемые как «формальные лица». Это отношения в рамках цивилизации. Поскольку развитие социальной организации происходит от «общины» к «обществу», постольку общественный прогресс связан с утратой культурного компонента отношений, разрывом традиционных связей, непрерывным снижением доли тепла родственности и взаимной душевной комплиментарности в отношениях людей друг к другу. Их место занимает холодный расчет, рационализм -- гражданственность, «цивилизованность». Такие оценки обусловили идеализацию общинных отношений, необратимо уходящих в прошлое, и привели к возникновению концепции культурного пессимизма и к так называемому культурному кризису современности, ведущему к распаду и гибели культуры. Основоположником критики эволюционно сложившейся к XIX в. и развивающейся социальной культуры был Ф. Ницше, а его неоромантическая пропаганда культа «сверхчеловека» дала важные теоретические основания для реакционных выводов, которые были использованы в пропаганде нацистского правительства Германии накануне Второй мировой войны. О. Шпенглер ( «Закат Европы» 1919 г.) увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. Для О. Шпенглера, как и для многих других теоретиков того периода, противопоставление культуры и цивилизации -- это противопоставление духовной идеалистической стороны существования технологической и утилитарно-материалистической. К культуре, считал он, относится все созданное духом, органичное, творческое, конкретное, а к цивилизации – нетворческое, неорганичное, всеобщее. Позже Г. Маркузе противопоставил цивилизацию культуре, как холодную повседневность -- вечному празднику, как утопии -- реальность. Его учение о противостоянии культуры и цивилизации легло в основу обеих существовавших в XX в. версий о тоталитарной идеологии. Огромна связь его критики культуры с нацистской пропагандой, с критикой религиозно-этнической культуры ближневосточной «богоизбранной» нации. Легко прослеживаются ходы мысли, ведущие от критики культуры к шовинизму и расизму, к сепаратизму и аннексии мигрантами, их диаспорами (национальными общинами), методом «лисы-кукушонка», территорий, природных ресурсов у принявших их к себе жить народов. Г. Маркузе критиковал загнивающий Запад: германская наука им противопоставлялась западной, а германское искусство (воспевающее романтические ценности семьи, народа, расы) ставилось бесконечно выше вырождаемого абстрактного искусства Запада, которое подлежало презрению и уничтожению (картины и книги - в огонь, а художников - в концлагеря). В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации (торгашеской буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношении). В «Манифесте коммунистической партии» пролетариату, как продукту безжалостной и рациональной технической цивилизации, необходимо было победить цивилизацию капиталистическую, совершив социалистическую революцию, а затем, обогатить себя всем культурным богатством, которое накопило человечество, воссоединив цивилизацию и культуру в заново построенном государстве.Этобыла программа возвращения «потерянного рая» культуры на новом витке исторического развития. Герберт Маркузе, как неомарксист, - сторонник этой утопической идеи скачка из царства необходимости в царство свободы. Критики культуры от Ницше и Тенниса до Шпенглера и более поздних теоретиков не предполагали, что из их теорий будут сделаны такие радикальные выводы, какие сделали нацисты и шовинисты. Таким образом, практическая реализация культуркритических идей часто сопровождается вульгаризацией философских и культурологических положений, слиянием понятий «культура» и «цивилизация», пониманием их оценочно, как степень образованности и просвещённости. Культура и природа Биосоциальная сущностьчеловека привела к такого же рода дуальности (двоякости) в организации среды обитания людей (пространственной, временной, интеллектуальной, символической и пр.), совмещения в ней естественной природной компоненты, обеспечивающей витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение, атмосфера, вода, продукты питания, минеральные ресурсы), и мира искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей, социальных структур языков коммуникации и пр.), созданных самими людьми и обеспечивающих социальный характер их коллективной жизнедеятельности. Мир искусственной среды, вторичной природы, как результат человеческой деятельности обозначают понятием «культура», противопоставляя его понятию «натура», т. е. - природа. Основная грань между природой и культурой лежит в вопросе о механизмах накопления, обобщения, рефлексии и трансляции опыта жизнедеятельности, а также выделения в этом опыте жизнедеятельности «Я». Большинство специалистов согласно с научной доказанностью факта генетического наследования культуры и обретенияее следующими поколениями не в виде готовых знаний и опыта предков, а как наличный потенциал возможности потомков быстро освоить их предками (чью генетическую составляющую они преобладающе наследовали) усвоенные и освоенные знания, опыт, традиции, на базе которого методом обучения и подражания, влияния социума «наследники» генетически унаследованный культурный потенциал реализуют, качественно нарабатывая для своих потомков чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и функциональный потенциал более высокого уровня. Но наличие наследственного потенциала, то есть возможности быстрого социокультурного развития потомков на основе унаследованной ими этнической и социальной культуры предков не есть стопроцентная гарантия воплощения, реализации данной наследственности. Затормаживанию, разрушению наследственных этнических и социально-культурных параметров у потомков служат многие факторы. Например, степень генетической чистоты и нравственности образа жизни предков и потомков, как женщин, так и мужчин до момента зачатия их ребёнка. Алкоголь, наркотики, табакокурение, токсикомания, вредная экология окружающей природы и предметов человеческой деятельности – затормаживают, вызывают мутации и разрушают социальную и этническую культуру наследственности каждого поколения, обрекая потомков, в лучшем случае, на экстенсивность самонаработки и накопления «заново» наследственно утерянных знаний и навыков, а в худшем случае -- на культурную и физическую деградацию потомков, вплоть до шизофрении и иных тяжких заболеваний. Важными факторами реализации наличного наследственного культурного потенциала потомка по мере социализации (взросления) его личности, являются полнота и качество деятельности органов ощущений, наличие или отсутствие родовых травм и болезней, влияющих на интеллект родившегося ребёнка. Так, слепоглухонемые от рождения, если им не посчастливится попасть в специализированную школу, лишённые полноты контактов с социумом и восприятия его культуры, живут на уровне биологического вида, но никогда не становятся социокультурной личностью. Еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры -- культура природопользования (экологическая культура), включающая культуру физического воспроизводства и социокультурной реабилитации самого человека как биосоциального существа. Проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов -- один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования. Он пока не нашел комплексного позитивного решения и понимания. В рамках же политико-правовой культуры (Киотских соглашений) часть международного сообщества пытается коллективными мерами сдержать процесс дальнейшего потепления на планете. Еще однаиз сторон этой проблемы — мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо частных природных свойств, да и вообще вся «оборотная сторона» медицины, препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации, клонирование, кормление модифицированными продуктами и др.). Всё это -- проблемы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке. Решение их полностью зависит от степени нравственности и качества прогностических умений всех субъектов культуры и управленческих структур, как государственных предприятий, так и бизнеса. Контрольные вопросы и задания
1. Что является предметом и объектом исследования культурологии? 2. Какие научные концепции лежат в основе различных определений сущности понятия «культура»? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1892; Нарушение авторского права страницы