Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категории материальной культуры
Материальная культура – окружающая человека материальная среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создаёт уровень жизни общества, определяет характер, способы и механизмы формирования и удовлетворения материальных запросов. Материальная культура общества делится на восемь категорий: 1) породы животных; 2) сорта растении; 3) культура почв; 4) здания и сооружения; 5) инструменты и оборудование; 6) пути сообщения и средства транспорта; 7) связь и средства связи; 8) технологии. 1. В состав категории «породы животных» входит не поголовье животных данной породы, а носители породы. К этой категории относятся не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и иных. Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во времени (свиньи и кабаны) или быть только домашними. 2. Сорта растений выводятся путем селекции и направленного воспитания. В отличие от пород животных, растения могут храниться в семенах, в которых скрыты все качества взрослого растения. Это позволяет собирать коллекции семян и сохранятьих, систематизировать, классифицировать, то есть вести все виды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку многие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции могут быть соединены с распространением сортов в данной местности (питомники и семеноводческие хозяйства). 3. Культура почв -- сложный и уязвимый компонент материальной культуры. Производительная сила почвы зависит от того, как много в ней базисных элементов плодородия (микроорганизмов, химических элементов). Для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения плодородия. Сюда входит механическая обработка (рыхление); удобрение продуктами распада органических остатков растений и отходов животноводства (перегноем), а также химическими удобрениями и микроэлементами; правильная последовательность культивирования на одном и том же участке различных растений; водный и воздушный режим почвы. Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Продуктивность почвы, благодаря ее разумному культивированию, повышается. 4. Здания и сооружения -- наглядные элементы материальной культуры. Здания -- места обитания людей со всем разнообразием их занятий и быта (жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, учебной деятельности), а сооружения -- результаты строительства, изменяющие условия хозяйственной деятельности (системы водного хозяйства, плотины, мосты, помещения для производств). Граница между зданиями и сооружениями подвижна (театральное помещение -- здание, а механизм сцены -- сооружение). Культура зданий и сооружений -- недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качествах. Поэтому культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций. 5. Инструменты (ими прямо воздействуют на обрабатываемый материал), приспособления (служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью) и оборудование (комплексы инструментов и приспособлений, расположенных в месте труда и быта) обеспечивают все виды физического и умственного труда. Это движимое имущество. Торговые номенклатуры -- наиболее полный перечень разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования. Принцип культурообразования состоит в развитии и дифференциации функций и сохранении функциональных ранних аналогов. 6. Пути сообщения и средства транспорта -- единый комплекс, в котором совмещены признаки недвижимости (шоссейные дороги, железнодорожные пути, сооружения, строения, здания, необходимые для функционирования транспорта хозяйствующих субъектов и т. д. ) и признаки движимости (например, все виды колесного и неколесного грузового, железнодорожного или иного транспорта). В соответствии с природой средств сообщения, их культура определяется путем совершенствования функций и путем создания коллекций для хранения (коллекционирование – один из видов механизма социокультурной памяти социума). 7. Связь и средства связи -- почта, телеграф, радио и ТВ, телефонные, спутниковые и радиотелефонные системы, Интернет. В области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры почв и сортов семян. К связи применимы признаки движимого и недвижимого имущества. Различаются методы и типы формирования культуры: признак функционального совершенствования для недвижимости, признак музейного хранения и систематизации для движимого имущества, принцип сетевой организации для культуротворчества. Современная специфика связи состоит в том, что в ней, благодаря современным автоматизированным технологиям, значительны темпы уменьшения персонала, без которого она не может действовать, . 8. Технологии -- трудовое искусство во всех областях деятельности. Культура в технологиях выражается вовсехвидах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе. Главный признак технологической культуры -- образование, которое основано на человеческом представительстве. Признаком культуры являются научно-педагогические школы. Духовная культура Духовная (нематериальная) культура выступает многослойным образованием и включает в себя проективно-познавательную и проективно-продуктивную культуру -- философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и т. д. Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, технологии, убеждения и мировоззрения, язык. Она также результат деятельности людей, но не конечный, а предшествующий: то, что сотворено не руками, а разумом. Нематериальные объекты существуют в разуме на уровне сознания и подсознания, поддерживаются человеческим общением и практической деятельностью. Вещественные формы материальной культуры (мосты, храмы, сооружения и прочее) существуют очень долго, а музыка, этикет, церемонии или нравственные нормы - только то время, пока их исполняют. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги. Обычай, приветствия -- через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука -- это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материальных посредников -- галстука, костюма, которые являются артефактами. Понятие духовной культуры содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и др.), формирует социально-политические процессы, происходящие в обществе (властные структуры управления, правовые и моральные нормы, стили лидерства). Древние греки сформулировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина -- добро -- красота. Соответственно ими были выделены три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: теоритизм -- ориентация на истину и создание сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; этизм -- подчинение нравственному содержанию жизни всех иных человеческих устремлений; эстетизм- достижение максимальной полноты жизни на основе позитивного эмоционально-чувственного переживания. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Мы кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь -- от причинно-следственной. Все одушевляется. Природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -- демонов и богов. Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основам бытия. Однако теперь человек ищет ихуже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей Мораль (нравственность) возникает в процессе формирования социокультурных черт и способствует «вырастанию» человека из чисто животного состояния в социокультурную личность в составе коллектива с его социальными нормами общежития. Искусство есть образно-символическое выражение потребности человека в запечатлении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» -- мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание через него составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда иее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, в котором мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и не требующих рациональных доказательства. В качестве инструмента мышления философия стремится к выявлению фундаментальных объективных законов бытия и его рациональному объяснению. Философия, будучи выражением мудрости, обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерностиее познания и существования, развития изучаются в культурологии. Таким образом, духовная культура, технологически предшествуя материальной культуре, формирует её и, в то же время сама развивается под влиянием нарабатывания и воздействия материальной культуры. Культурные нормы К важнейшим элементам духовной культуры личности и социума относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры. Нормы - это правила, регулирующие качество человеческого поведения. Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обществом одобряемого или порицаемого) поведения. Функции культурных норм: являться обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиям в отношении будущего поступка, служить образцами, эталонами поведения и мышления, оценивать, контролировать и управлять ими. Нормы классифицируются по сфере применения в малой или большой социальной группе или этносе. Соответственно различают два типа норм: групповые привычки – нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах); общие правила -- нормы, которые возникают и существуют в больших группах, этносе или в обществе в целом. Американский социолог Уильям Грехэм Самнер выделял следующие виды культурных норм - обычаи (folkways), нравы (mores), законы (laws). Сегодня типология культурных норм учитывает традиции и обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и нравоучения, верования, знания и другие. Привычки -- исходные клеточки одновременно социальной и культурной жизни людей. Привычками отличатся один народ от другого, один социальный слой от всех других. Манеры -- внешние устойчивые формы поведения человека, основанные на привычках и получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Отдельно взятые манеры являются элементами или чертами культуры, а вместе составляют особый культурный комплекс -- этикет. Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения, одобренные обществом образцы и нормы действий, которые рекомендуется выполнять. Он присущи широким массам людей (в отличие от манер и этикета). Привычки и обычаи, переходящие от поколения к другому -- традиции (все то, что унаследовано от предшественников). Разновидность традиции -- обряд, т. е. совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, характеризующие не избирательные, а массовые действия, и, выражающая религиозные представления или бытовые традиции. Обряд присутствует в культуре всех групп и слоев населения. Церемония – структурно-театрализованная последовательность внешних действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат, подчеркивающая особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный наборжестов и слов (с символическим значением), исполняемый особо избранными или подготовленными для этого лицами. Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Отражают моральные ценности общества. Их нарушение наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Табу -- абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, место или предмет. Законы -- разновидность официальных норм и правил, оформленных парламентским или правительственным документом (нормативно-правовым актом), то есть подкрепленные политическим авторитетом органов власти от имени государства и требующие неукоснительного выполнения. Право - система обязательных правил поведения, санкционированных органами власти государства и выраженных в определенных нормах. Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны и составляют фундамент нормативной системы и структуры политико-правовой культуры. Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы личностного выбора. Напротив, такие элементы культуры как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека: вкус -- склонность или пристрастие к чему-либо, понимание изящного; мода -- быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Духовная культура покоится на системе ценностей. Ценности -- социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном для всех людей. Ценности оправдывают нормы и придают им смысл (жизнь человека – ценность, а ее охрана -- норма). Качество признания или непризнания ценности зависит от индивидуального или коллективного ощущения её значимости, нужности, полезности, желанности. Знания -- достоверные сведения о чем-либо, научные сведения, результат познания -- специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Верование -- убежденность, эмоциональная приверженность к какой-либо реальной или иллюзорной идее. Все множество рассмотренных видов культурных норм составляет нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества, совокупность его ценностей должна соответствовать совокупности норм данного общества. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества -- предписания и оценка правильного-неправильного в поведении субъектов культуры в соответствии с провозглашенными нормами. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения (культурный или нормативный конфликт). Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает дестабилизирует социум. Аномия - такое состояние общества, в котором значительная часть субъектов культуры, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно, это нарушение культурного единства общества, возникшее или из-за отсутствия четко установленных культурных норм, или из-за значительного несоответствия официальных норм, устанавливаемых властью, обычаям (обычному праву) народного большинства. Аномия возникает тогда, когда к власти приходят на основе силы авторитета, а затем начинают управлять авторитетом силы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы