Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет исследования культурологии
Культурология - это наука о человеческой культуре. Предметом ее исследования являются объективные закономерности личностных, групповых, этнических и социальных, региональных и общечеловеческих культурных процессов и явлений, виды, формы, способы и механизмы, законы и результаты деятельности, причинно-следственные, творческие и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры. Культурология изучает объективные и субъективные предпосылки и факторы (познавательные, проективно-продуктивные, аксиологические, коммуникативные, художественные), под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные мотивы, интересы, потребности, цели и ценности, нормы и технологии людей, вещественные результаты их деятельности. Культурология изучает культурную жизнь различных обществ, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов. Важнейшая задача культурологов: научный анализ закономерностей и прогнозирование результатов, последствий процессов, тенденций и механизмов становления и эволюционно-революционного развития этнической и социальной среды жизнедеятельности субъектов культуры. Одна из основных проблем культурологической науки -- вопросы теории и истории мировой культуры в целом и её этно и социо культурных составных частей, как «первокирпичиков». Говоря о предмете культурологии, как науки, нужно иметь в виду две основные познавательные ориентации – теоретический (системно-структурный) и эмпирически-прикладной способы познания и накопления знаний. Соответственно, в культурологии теоретическое накопление знаний развивается по разным научным направлениям, например, философия культуры (культурфилософия), история культуры, искусствознание, социология культуры, социальная антропология, психология и т. д. Эмпирически-прикладной способ накопления культурологических знаний и анализа -- музыковедение, искусствоведение и иные. Следует отметить, что некоторые культурологи нередко противопоставляют эти области культурологического познания на основе субъективизма оценки их роли и места в познании. Так, они рассматривают и оценивают научное содержание культурологии узко, как искусствознание, или, как формирование дуалистической (двоякой) совокупности оценки норм и результатов поведения и деятельности личности и социума на основе, например действия субъективных принципов -- «приятное - неприятное», «полезное – вредное», а, следовательно, и, соответственно, нормы и результаты деятельности ошибочно трактуют ими как «культурные» или «некультурные». Существуют и иные точки зрения на предмет культурологии. Так, В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследования культур много дали для их понимания, одновременно такие исследования обессмыслили культурологию. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специфике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека. Философское понимание культуры представляет собой понимание не любой культуры, а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в истории. Поэтому, с его точки зрения, философия выясняет не теоретическое, а практическое отношение человека к культуре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его бытия в ней. Под человеком им понимается в данном случае не " человек вообще", не любой человек, а тот тип индивидуальности, социокультурной личности, который сформирован европейской культурой, сталее творцом и носителем. Культуролог Э. А. Орлова теоретическое (научное) познание культуры противопоставляет не только философскому, но и историческому. Автор считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизический характер) и недоступен эмпирической проверке, а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре осуществляется методологический синтез систематического описания явлений культуры с их объяснением. В науках о культуре основной целью ставится понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры, что в культуре повторяется, а что остается уникальным, почему и в каком направлении, по каким причинам осуществляются культурные процессы. Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, воспринимаемые как непосредственную данность с целью определитьих исторические и межкультурные границы, ибо отдельная культура всегда лежит на границах с другими культурами и эпохами. Современная культура -- это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси " прошлое -- будущее". Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Культурология есть наука философско-теоретического уровня анализа, синтеза и прогнозирования взаимообусловленных процессов, происходящих внутри человеческой культуры и исследуемых с разных сторон, разными методами многими прикладными науками. Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук - археологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук ставила перед собой задачу не исследования культуры в целом, а изучения некоторых отдельныхее аспектов. Археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»). Вэтнографиипод культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей, и этнографы исследуют эти специфические аспекты культуры, получая материал для описания конкретных исторических особенностей развития конкретных культур. В отличие от этих исторических наук культурология не просто фиксирует какие-то особенности, а использует их для выявления архетипов современной культуры и пониманияее как итога исторического развития, то есть культурология систематизирует исторические факты, выявляет общие закономерности генезиса социокультурного процесса. У культурологии также очень тесная связь сфилософией культуры. Философия культуры как составная часть философии исследует культуры в философском аспекте, то есть в рамках своего объекта, предмета и характерной для нее методологии. Философия является теоретической основой мировоззрения. Своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры проявляется в том, что исследование носит мировоззренческий характер: в них проявляется идеологическое своеобразие относительно субъективных точек зрения той или иной философской школы, течения, направления. Философские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру, обращается к предельным смысловым основам бытия, рассматриваетвещи и весь мир в их человеческом ценностно-смысловом измерении. Они сосредоточивают свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру (характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и используемых в познании научных методов), а философия культуры стремится выявить своеобразие структуры и методов познания культуры в отличие от методов познания природы. В связи с принципиальным различием методов исследования природы и культуры все науки условно разделены на науки о природе и науки о культуре. Культурфилософия же приобрела самостоятельный статус. В рамках философии она исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям, прогнозируя последствия культурной деятельности субъектов культуры. Философия культуры, при всем различии подходов к исследованию культуры, по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии. Философская методология (т. к. философия исследует человеческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук о культуре. Таким образом, между философией культуры и культурологией, в ее современном виде, существуют тесные отношения: философия культуры нацелена на понимание культуры в контексте бытия (всеобщего), культурология же рассматривает культурув ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал. Тесная связь существует у культурологии и ссоциологиейкультуры. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.). В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности – культуры. Из вышесказанного следует, что культурология всилу своего научного статуса синтезирует в исследованиях весь накопленный научный и прикладной комплекс источниковедческого материала, обобщений и выводов с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических, функциональных, прогностических и иных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, на ими создаваемую предметную, технологическую, информационную, нравственную, художественную, политико-правовую, экологическую и другую «вторичную природу». В теоретическом слое много разных школ и даже индивидуальных версий культуры. Это «семиотические» версии культуры (Ю.М. Лотман), «литературоведческие» (М. Бахтин, С. Аверинцев), «диалогические» (В. Библер), «исторические» (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К. Клакхон), «антропологические» (М. Мид) и т. д. Внутри каждой научной версии понимание культуры порой существенно отличается. Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер понимания предмета исследования культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что якобы не существует вообще такого объекта, как человеческая культура, во всяком случае, в том смысле, в каком мы говорим про объекты естественных наук. Поэтому они предлагают считать, что понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, а некое концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, объяснения (интерпретации). Таким образом, во-первых, понятие «культура» почти во всех зарубежных и российских культурологических исследованиях фиксирует субъективную точку зрения исследователя на отдельные механизмы или только на результат культурной деятельности людей, но не на реально существующий причинно-следственный «предмет» или «объект» выявления «духовных» причин и технологий деятельности и только затем – на результат человеческой культуры. Вместе с тем человеческая культура существует как факт, как развивающаяся в сторону прогресса или регресса система, которая требует научного познания, исследования и управления. Во-вторых, культурология как наука одновременно принадлежит: к области «психологического» знания, так как исследует причинно-следственные механизмы взаимовлияния биологических и социальных ощущений на формирование отношений(чувств) и разума (сознания плюс подсознания), а в итоге – на поступки, деятельность личности и социума…; к гуманитарному знанию (например, к философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования, на формировании прогностических знаний и умений; к социальному знанию (например, к социологии и антропологии), использующего статистические (количественные) методы исследования. В-третьих, некоторые исследователи, именно по причине множественности источниковедческой базы, а также из-за сложности обладать энциклопедическими знаниями выводов частных наук, ошибочно воспринимают и трактуют культурологию или как суммарное обозначение целого комплекса «суверенных» наук, самостоятельно изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования, или понимают её в узко искусствоведческим смысле, как исследование только художественного творчества. В-четвёртых, культурология – аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это самостоятельная наука о сущности, причинно-следственных и прогностических закономерностях существования и развития культуры личности и социума. В-пятых, объектами научного исследования культурологии являются как человеческая культура в целом, так и отдельные явления культуры -- материальная, духовная, бытовая, профессиональная культуры, искусство, религия, культура личности, семьи, социальных групп, территориальных и региональных сообществ, их этнические и социальные проявления и т.д. Степень объективности и результативности научного исследования в культурологии зависят в первую очередь от использования научных или эмпирических методов познания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы