Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1: Культура и цивилизация. Предмет, объект, методы культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
В понятие «культура»исследователи и практикивкладывают самый различный смысл. Так, в узком смысле, под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается до явлений только искусства и литературы или оценки поведения. В широком же смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты социума – учреждения, организации, объединения, включая государство и экономику), призванную обслуживать, обеспечивать и оценивать этнокультурные и социокультурные, хозяйственные, поведенческие, мировоззренческие задачи общества. Проявление культуры чрезвычайно богаты, многообразны и всеобъемлющи. Поэтому культурологи пока затрудняются дать понятию «культура» однозначное всеобъемлющее сущностное (онтологическое) определение. В своем этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности. Латинское слово «culture» означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование, т. е. - изменения природного объекта под воздействием человека, его деятельности, в отличие оттех изменении, которые вызваны естественными, природными причинами. Уже в первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность: единство культуры человека и социума. Понятие «культура» в отличие от «natura» (природа) означает «созданное», «сформированное», то есть - «внеприродное». Мир человеческой культуры, любой его предмет или явление воспринимаются в культурологии не как следствие действия природных сил, а как результат деятельности самих людей, направленной на усвоение, сохранение, совершенствование, распределение и преобразование природы и(или) предназначенное для потребления их субъектами культуры – личностью и социумом. Из того же источника, что и слово «культура» происходит слово «культ». Их более древним источником в латыни считается глагол «colere» -- в первоначальном значении «возделывать» «обрабатывать», а позднее употреблявшийся в значении «почитать», «поклоняться». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Рождается мифологическое представление о рыцарстве, как своеобразном культе доблести чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному возвышенному развитию. В современном значении слово культура стало употребляться в XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа. В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества и творческих сил, способностей человека, выраженный в типах и формах организации мировоззрения, умений, навыков жизни и результатах их деятельности: в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура - это система личностных и коллективных видов, форм, способов и механизмов, результатов деятельности людей, включающая социокультурный опыт, мироощущения, знания, верования, мировоззрение, убеждения, искусство, нормы нравственности, законы, традиции и обычаи, а также иные социо- и этно- культурные способности и навыки, усвоенные и развитые субъектами культуры, а также ими созданные или подвергшиеся изменению с их стороны природные объекты. Считаю, что с онтологической точки зрения в данном определении органично дано оба значения культуры – широкое и узкое. В функциональном и аксиологическом значениях человеческая культура является результатом, «продуктом» жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействия, обозначений и оценок социальной консолидации во имя достижения общих целей на основе упорядоченных правил, норм и социально приемлемых технологий, удовлетворения и оценки групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных) и тому подобных. Современная наука доказала, что социо- и этнокультурные умения, навыки, знания и иные параметры, наработанные личностью, сохраняясь на молекулярном уровне в мозге человека в форме морфологически-генетической памяти клеток организма, и, передаваясь по наследству при их делении, не только обеспечивают наличие долговременной памяти социокультурного опыта у человека (клетки у человека полностью обновляются в течение каждых четырёх лет его жизни), но и, соответственно, передаются по его этно-социальному наследству родовых связей: чем выше у конкретных «наследие передающих» старших поколений развиты социо- и этно- культурные параметры, наличествует нравственный и экологически здоровый образ жизни, тем выше и ярче работают у их генетически родных потомков (детей, внуков, правнуков) наследственные социокультурные предпосылки, но не ввиде готовых знаний, а ввиде генетически-наследственного духовного потенциала: быстро и творчески усвоить в общении с социумом ранее их предками-«наследодателями» освоенные, наработанные этно- и социо- культурные навыки, умения, знания. Однако наличие генетической предпосылки в виде наработанных предками культурных параметров не означает стопроцентной «должности» немедленной или обязательной их передачи по наследству потомкам из-за наличия множества мешающих этому объективных и субъективных неисследованных или малоисследованных факторов, например, неизвестности действия на генетическом уровне механизма «победы» в конкуренции множественных «наследодателей», пренебрежения фактом воздействия образа жизни и экологии окружающей среды на наследодателей и на их потомков, а также влияния культуры поведения наследодателей-родителей в сфере культуры интимных отношений на воспроизводство интеллектуально и физически здорового потомства. Именно этими и иными множественными факторами объясняется наличие у этносов, находящихся на разной ступени развития, единых общечеловеческих и(или) регионально-этнических универсальных черт и норм культуры, которые обеспечивают объединение частных культур индивидов в коллективистскую культуру -- социум. Последняя же, в свою очередь, «шлифует» индивидуальную культуру своих субъектов, формируя свою собственную этнокультурную и социокультурную специфику и среду, способы и механизмы интенсификации естественного отбора. Например, на основе рождения женщинами детей от «знаменитейших» мужчин – учёных, спортсменов, политиков, бизнесменов и иных, через многочисленные и признанные (лицензированные и сертифицированные) официальной медициной всех развитых государств мира «банки» их генетического материала. Таким образом, процесс социализации субъектов культуры -- непрерывный взаимообусловленный процесс усвоения, овладения и наработки индивидом параметров общественной культуры, а вместе с тем и формирования социумом у своих субъектов регулирующих (интенсифицирующих или затормаживающих, сплачивающих или разобщающих и т. д.) культурных черт и норм, способов и механизмов, этническо го и социально го менталитета. Человеческая культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира: --между социализацией и индивидуализацией личности, сдерживающего влияния факторов биологической культуры на процесс её социализации (человек – биосоциальная система); --между традиционной консервативностью этнокультуры и теми темпами социокультурных изменений, которые происходят внутри неё; --между объективностью и субъективностью оценок, предлагаемых и усваиваемых нормативами культуры социума и субкультур, в которых формируется, развивается, действует личность; --между свободой и необходимостью, а также возможностями, которые социум предоставляет или непредоставляет субъектным звеньям своей культуры. Эти и иные противоречия составляют не только сущностную (онтологическую) характеристику человеческой культуры, но и диалектически функционально и аксиологически являются источником ее развития, изменения, самовоспроизводства. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм, оказавшихся наиболее эффективными с точки зрения утилитарных функций (наиболее приемлемых по своей социальной цене и последствиям, способствующих повышению-понижению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общепринятых ценностных норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему личностных и социальных ценностей, отражающих опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентаций, регулирующих практическую деятельность, и транслируются следующим поколениям в качестве культурных генетических предпосылок, традиций, основ самовоспроизводства и развития культуры предков в их этногенетических и социокультурных потомках. Таким образом, человеческой культуре, в отличие от биологической культуры природы, присущи собственные объективные закономерности, причинно-следственные факторы воспроизводства, развития, функционирования, изменения, научное исследование которых помогает глубже и правильней понять и объяснить не только результаты культурной деятельности и состояния, но и причинно-следственные параметры изменений, происходящих в культуре личности и социума, и, следовательно, прогнозировать их последствия в образовательной, в воспитательной, в управленческой деятельности всех звеньев субъектов культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы