Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепция культуры К. Ясперса
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзистенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия. Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории иеецель». По Ясперсу мир истории культуры для европейского (христианского) сознания заключен (в соответствии с библейской символикой) между грехопадением человека и наступлением «гармонического созвучия душ» «в царстве вечных духов». Центральным событием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории. Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпирических фактов. Вместо символов и на их месте он помещает в своей исторической схеме «шифры», позволяющие его философии истории оставаться в пределах «философской веры». В результате в его схеме появляются аналоги истокам и целям истории в христианской символике - «доистория» и «будущее», а в качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фигурирует «осевое время». Самая острая проблема, обсуждаемая в философии истории Ясперса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. Между «доисторией» и «будущим» есть то сходство, которое не позволяет включить ни то, ни другое в рамки «истории», хотя «историческая концепция человеческого существования» должна включать рассмотрение и доисторического прошлого, и постисторического будущего. Это сходство заключается в том, что истоки истории «столь же темны для нас, сколь темен будущий мир». В концепции Ясперса культура и история -- синонимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура».В этом контексте определялосьосевоевремя, в котором выделялись следующие черты - универсализм, рефлективность, гуманистичность. Взятые вместе, они говорили об экзистенциальном характере содержания новой культуры. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории», а осевой эпохой называет эпоху «духовной основы нашего человеческого бытия». Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обладающие исторической спецификой - архаическая культура (как культура «немоты», связанная с наличным бытием человека), культура цивилизаций доосевого периода («культура слова» или культура сознания) и универсалистская культура осевого времени («культура духа»). Ясперс стремился найти единство культуры и истории во всех реальных, эмпирически фиксируемых сферах или кругах культуры. Он ищет выход к этому единству на пути одухотворения культуры вовсех точках культуры, то есть в культурном мире как целом. Это единство он находит в «философской вере», единой для человечества. В отличие от популярной в Европе первой половине XX в. теории культурных циклов, концепция Ясперса предполагала единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы «настроений», но не дает возможности установить законы. Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглером -- утверждаетее единство. 2.8. Психологическая интерпретация культуры: Концепция З. Фрейда Психологическая теория культуры начинаетсвоетеоретическое оформление со второй половиныXIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд (1856—1939). Проблемам культуры посвящены следующие работы 3. Фрейда «Сон и миф» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927) «Недовольство культурой» (1929) и др. Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипахповедения, в личном взаимодействии с окружающей средой. Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют три слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических инстинктов и влечений человека, социокультурная среда « сверх - Я», являющаяся внутренним цензором совестью личности и содержащаявсебе общественные правила, нормы, законы. Между < Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми. Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - сублимация (от лат. яз. - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии в сферуразума и культуры. Фрейд стремился понять культуручерез проявления бессознательного в человеке. По его мнению, индивидом управляют бессознательные силы психики, которые проявляют себя в двух фундаментальных инстинктах: эрос - как «влечение к жизни», танатос - как «влечение к смерти». З.Фрейд считает само существование человека своеобразным компромиссом между двумя этими главными инстинктами - Эросом и Танатосом. Эта пара противоположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, обусловливает все достижения культуры и решает практические задачи: помогает людям овладевать силами природы и получать от них материальные блага для удовлетворения своих потребностей, регулирует взаимоотношения в обществе, особенно в процессе распределения материальных благ. Культурологические поиски в психоанализе продолжили ученики и последователи 3. Фрейда – А. Адлер (1870-1937), Э. Фромм (1900-1980), Г. Маркузе (1838-1979).
2.9. Культурологические идеи К. Г. Юнга Наиболее ярким наследником фрейдовских принципов был швейцарский психолог, философ, основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг (1875-1961). Основные культурологические идеи изложены им в работах «Архетип и символ» (1911), «Феномен духа в культуре и науке» (1961), «Об отношении аналитической психологии к поэзии» (1922) и др. Швейцарский врач, психолог и культуролог К. Юнг предложил психоаналитический метод изучения человека. В своем исследовании он использует не только эмпирические научные принципы, но и привлекает мифологию, религию, искусство и одним из первых приходит к мысли, что для понимания человеческой личности нужно выйтиза строгие формулы естествознания и попытаться проникнуть в саму историю человеческой культуры. Он считал, что в кризисное время очень остро встает проблема формирование гармонии внутри самого человека, что дальнейший прогресс вовсех сферах жизни и просто выживание рода людского возможны при условии, что человек осознает себя личностью, а это предполагает трудный путь самопознания, так как личность формируется социокультурным окружением. Центральное место в «глубинной психологии» Юнга занимает теория бессознательного, которое реально существует и всегда активно проявляется как внутри индивида, так и в отношениях между людьми. Бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Особую роль он отводил «коллективному бессознательному», которое, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. «Коллективное бессознательное», считал Юнг, передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики. Под влиянием универсальных образцов поведения у человека возникают не только элементарные «животные» поведенческие реакции (либидо), но и восприятие воображение, мышление. Анализируя культуру, К.Юнг считал, что главным вееразвитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии. Познать бессознательное мы не можем, но узнаемегопо «следам», которые проявляются в сновидениях, произведениях искусства и литературы, в религиозных канонах, воображении, мечтах.Из взаимодействия сознания и элементов бессознательного, под влиянием различных факторов и возникают наши поступки, идеи, любые массовые движения. Бессознательное воспроизводит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Эти схемы-символы Юнг называет архетипами, они представляют собой образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы нельзя полностью осмыслить и адекватно выразить в языке. Их можно только писать. Бессознательное - это совокупность архетипов, осадок всего, что было пережито человечеством, но этоне мертвый осадок, а живая система реакции, которая невидимо определяет всю нашу жизнь. Таким образом, по Юнгу, личность не может быть полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Сама история по Юнгу имеет общечеловеческий универсальный смысл, благодаря чему возможно взаимодействие всех культур и времен, но простое подражание какой-либо идее (например, восточным учениям) грозит опасностью нанесения ущерба своим собственным духовным основаниям. Юнг выделял различные типы обществ: общества с преобладанием коллективного над индивидуальным (что ведет к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и скверное, и наступает нравственная деградация масс, пример этому - тоталитарные режимы); общества с акцентированием человеческого «Я» и недооценкой, игнорированием «коллективного бессознательного», где происходит экспансия разума, так называемая гордыня сознания. Итогом таких обществ будет падение нравов и вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психоза, как это происходит в индивидуалистической западноевропейской культуре. Это утверждение относится не только к социальному, но и к индивидуальному бытию. Чтобы избежать этих крайностей, нужно с помощью сознания понять бессознательное. Человечеству предстоит путь «повышения сознания» при «воссоединении с бессознательными законами». Это путь становления личности, её «самости». Лишь с помощью самосознания можно решить проблему выбора между добром и злом, то есть узнать, на какое добро ты способен и какие подлости в состоянии совершить, а, узнав это, надо сделать так, чтобы первое стало действительным, а прочее -- осталось в воображении. На пути развития сознания природа в человеке обретает высокое достоинство, и тогда возможен прогресс в духовной жизни человечества. Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к собственному внутреннему миру, духовно его обогатит. Для обозначения согласованности психологических структур души Юнг вводит термин " индивидуация», с помощью которой произойдет столь желанное для него достижение равновесия сознательного и бессознательного в человеке. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы