Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Миф как культурная форма и культурный код
Мифология -- исторически первая форма духовной культуры, возникшая на ранней стадии общественного развития как специализированный социальный механизм памяти, сохранения накопленного опыта предков, передаваемого потомкам в виде устного народного творчества. В форме мифов, сказов, былин и преданий, человечество пыталось дать ответ навсе волнующие людей вопросы. Существовали космологические мифы (об устройстве мироздания. Возникновении явлений природы, животных и людей); мифы о различных стадиях жизни людей, тайнах рождения и смерти; мифы о достижениях людей (добывание огня); мифы о истории жизнедеятельности предков. Миф -- это первая форма духовного освоенияисохранениямира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознании мир и создает возможность постижения мира как организованного целого, представляет его в простой и доступной форме. Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна (универсум наделяется качествами, формами, бытием человека). Мифологическое постижение мира носит рациональный и эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются понятия и коллективные представления, которые формируются на основе логического анализа, обобщения опыта, по законам партиципации (сопричастности). Содержание мифологического мышления было и мистичным, так как базировалось на вере и в сверхъестественные связи и отношения, выражало сакральные смыслы и значения данного человеческого сообщества (племени). Миф совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего), что обеспечивает духовную связь поколений (с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим). В мифе, как ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Миф, который существовал в первобытной общине, -- история, которую рассказывают, и реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, не вымысел, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Мифы утверждали систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения, выполняя функцию стабилизаторов общественной жизни личности и социума. Они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в конкретно орудийно-хозяйственных или ритуальных действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Миф -- это быль, сказ, рассказ, описывающий в олицетворенной форме обряд, объясняющий его происхождение и обосновывающий право исполнителей обряда его совершать. Теснаявзаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. На самых ранних стадиях развития общества с содержательной стороны (с точки зрения мировоззренческих конструкций) мифология и религия неразделимы. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая система, то есть система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами. Всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее мировоззренческой стороны. На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания, как мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Черезсказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература. Миф рождается в культуре на стадии архаичного сознания, но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции. Представители психоаналитической культурологии (последователи 3. Фрейда, Г. Юнга) объясняют этот феномен следующим образом: в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает -- он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном общении с миром, поэтому мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике, личностной культуре человека.
Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите категориикультурологии? 2. Чем отличается европейская и восточная ментальность? 3. В чём заключаются особенности российского менталитета и ментальности? 4.Разъясните понятие « культурная картина мира», как культурологической категории? 5. Дайте определение понятий «национальная культура» и «этническая культура»? 6. Как сочетается национальное и общечеловеческое в культуре? 7. Назовите формы и виды взаимодействия национальных культур? 8. Для чего необходима типологическая классификация культуры? 9. Найдите общее и отличительное в понятиях «тип культуры» и типология культуры? 10. Дайте определение понятий -- культурный архетип, менталитет, ментальность и национальный характер? 11. Можно ли считать миф социокультурной формой и механизмом памяти социума? Поясните? 12. В чём состоит смыслоорганизующая и познавательская роль мифологии? Тема 4: Материальная и духовная культура.
Бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы - материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную культуры условно, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это, например, экономическая, правовая, политическая, экологическая, эстетическая культура. Материальная культура. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности субъектов культуры, но и неотделима от последних. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для личности и социума (орудие труда, книга, храм, жилой дом, украшение и т. д.). Материальная культура -- это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода, физическая, врачебная и иные отраслевые направления культуры, воплощённые в материальных формах «искусственной среды», «вторичной предметности». Её вещественные образцы являются «механизмами памяти», технологии и форм их воспроизводства, совершенствования и воспроизводства (рационализации и изобретения новых). Материальная культура характеризует деятельность с точки зренияее влияния на развитие человека и отражение качества развития субъектов материальной культуры. Культурная деятельность субъектов культуры по развитию материальной культуры подразделяется на производственно-технологическую культуру (вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека); на культуру воспроизводства человеческого рода (сфера культуры интимных отношений между мужчиной и женщиной, сфера культуры обеспечения здоровья методами врачевания и спорта). Она во многом зависит от качества институциональной культуры управленческих структур социума. Вещественные объекты материальной культуры (мосты, храмы) существуют очень долго, а образцы духовного состояния, форм её выражения (церемонии, обряды) - только то время, пока их исполняют и поэтому любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаютсячерез книги, обычай приветствия -- через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука -- это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника -- галстука, который является артефактом культуры. В культурологии вопрос первичности материи или духа решается следующим образом: в культуре первично - значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации -- первично. Но не обо всех элементах культуры можно так однозначно сказать. Одежда, например, у славяно-русов, выполняет три функции: физическую (защищает тело от холода, сырости), культурную (служит украшением) и охранительную – оберегает душу человека через систему оберегов в форме, например, вышивок и украшений. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. А у южных народов, наоборот, -- первична культурная функция, а вторична материальная (теплый климат позволяет обходиться без одежды, которая выполняет знаковую и информационно-смысловую, идеальную функцию). В развитии материальной культуры выделяют четыре орудийно-хозяйственных вида деятельности -- присваивающее, производящее, индустриальное и научно-технологическое (информационно-виртуальное). Присваивающее хозяйство было первичной основой нарабатывающей материальную культуру. Оно до настоящего времени существует на основе широко используемого принципа – собирательного присвоения для использования (рыболовство, добыча угля, газа, нефти, иных природных ископаемых и т. д.) Производящее хозяйство характеризуется созданием новой материальной среды на основе создания, производства новых технологий, орудий и средств труда и продукции. Так, производящий принцип хозяйствования характеризуется использованием в области энергетики силы ветра, падающей воды, тягловой силы животных, созданием школ в образовании. В сельском хозяйстве произошёл переход от использования стихийных сил (даров) природы к наработке новых технологий интенсификации их производства: формируются агрокультурные технологии, появляются искусственно созданные сорта растений, породы животных, происходит разделение земли на по-разному и в разное время возделываемые участки, почва удобряется, поливается и т. д. Идет строительство городов. Создаются различные механизмы. В металлургии, машиностроении применяются законы механики, алхимии. Индустриальное хозяйство характеризуется профессионально-отраслевой «промышленнизацией», автоматизацией, специализацией всех областей и технологий жизнедеятельности людей и социумов: разделением образования на ступени обучения - на общее и профессиональное; широким использованием конвейерных технологий на производстве, в питании, в сферах досуга, науки и искусства и т. д. Так, наука, с одной стороны, была разделена на фундаментальную и прикладную, а с другой стороны, - внутри самой себя отошла от принципа обязательного наличия у учёных энциклопедических знаний, перейдя к формированию всё более конкретно-специализированных частных наук и научных направлений внутри традиционно сложившихся научных школ и теорий. Постиндустриальное (научно-технологическое, информационно-виртуальное) общество складывается на основе очередного скачка в развитии научно-технического прогресса, появления сверхновых нанотехнологий во всех областях деятельности человека и социума. Оно характеризуется появлением революционных для всех областей жизни людей образцов сверхсложных и высокоэффективных «высоких» технологий и нанотехнологий, генная инженерия, появление компьютерных технологий теоретического анализа и материального производства, интернета и информационных банков, начался процесс информационно-виртуального общения людей и управления (на основе радиочастот от вживлённых в организм человека микрочипов, ) орудиями и средствами труда, механизмами и т. д. Эти и иные высокотехнологичные достижения охватили все сферы человеческой культуры. Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей сохраняет свои признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью. Развитие стереотипов проходит поэтапно, каждый из которых отличается от другого определенными признаками. Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, продвигающие другие области материальной культуры. Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. В итоге, совокупность стереотипического развития образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе. Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре и действий с этими предметами. Таким образом, материальная культура существует в двух видах -- предметной материальной культуры и семиотической материальной культуры. Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид материальной культуры -- слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. - становятся предметами архивного хранения. Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы и технологии предметов, которые не реализованы по каким-либо причинам. Таким образом, вхождение в материальную культуру обусловлено спецификой пользования объектами техники, имеющим сложную природу и состоящим из следующих видов деятельности: материальное производство, торговля, финансы, управление, развлечение, изобретение, информация, образование. Все виды и этапы развития жизнедеятельности людей характеризуются постоянным в истории человечества нарабатыванием новых и совершенствованием прежних технологий производства объектов материальной культуры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы