Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКИ
Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основное соч.: «Практика и теория индивидуальной психологии». Адорно Теодор(1903—1969) — немецкий философ, культуролог, эстетик, социолог искусства. Философпринадлежит ктак наз. «Франкфуртской школе», которая сложилась к концу 1920-х годов на базе Института социальных исследований при университете г. Франкфурт-на-Майне (Т. Адорно, Э. Фромм, М. Хоркмайер, Г. Маркузе, Л. Левенталь). С ними сотрудничал В. Беньямин и многие теоретические положения Т. Адорно сложились под влиянием его идей. Представители «Франкфуртской школы» опирались на идеи Вебера, Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда и др. Основное направление исследований было связано с критическим анализом современного общества. Культура предстает как многоплановое явление, связанное с осмыслением и познанием действительности, с мировоззрением человека. Ими освещались процессы взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеологии, культуры и общества, проблемы эстетики, психоанализа, философии искусства, социологии. Т. Адорно и М. Хоркхаймеру принадлежит труд «Диалектика Просвещения», написанный в соавторстве. Они отмечают характерные черты культуры XX века - культура превращается в рекламу, товар. Ими поставлены проблемы социальной ликвидации искусства, которое в качестве обособленной формы бытия возможно лишь как буржуазное. Хотя со времени ее написания прошло более полувека, эта книга весьма актуальна. Часть трудов Адорно посвящена музыке: «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория». Во «Введении в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций» он писал о перспективе «таких условий жизни, при которых культура перестает быть ношей на плечах людей». Т. Адорно допускал, что возможно, к истине ближе тот, кто мирно смотрит в небо, а не тот, кто правильно понимает Героическую симфонию Бетховена. Он не только отмечает динамику видов искусства в сфере художественной культуры, характеризует особенности музыкальных жанров; но и фиксирует тенденцию к деградации, вульгарности, бездушию, несдержанной чувствительности, массовому оглуплению слушателя. Разрушение музыкальной формы посредством диссонанса Адорно считает способом выражения истинного художественного сознания современной эпохи. Одна из центральных тем эстетики Адорно — отношение искусства к действительности. Искусство не является простым отражением и воспроизведением эмпирической реальности. Оно лишь тогда становится искусством, когда «преодолевает» реальность и образует качественно новую, художественную систему. Функцию мимесиса (подражания), сегодня перенимает конструкция, которая становится содержательной сама по себе, не выражая никакого содержания в общепринятом смысле. Как и В. Беньямин, Т. Адорно считал, что конструкция в современном искусстве развилась из монтажа, который есть отрицание художественного образа. Всю мировую историю Адорно рассматривал как катастрофу, а искусство — как отблеск истины в бесчеловечном, ложном бытии. Эти идеи во многом сближаются с идеями Шопенгауэра, Ницше. Адорно считал, что истинным искусством может быть только искусство отрицания, каковым является творчество одного из основоположников театра абсурда Сэмуэла Беккета. Его творчество, уникальное по форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры ХХ века. Апель Карл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает раннепостмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в коммуникативном общении. Основные соч.: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и понимания». Арто Антонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на теорию и практику театра модерна и постмодерна. Основное соч.: «Театр и его двойник». Барт Ролан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные соч.: «Нулевая степень письма», «Мифология», «Система моды». Беккет Сэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры XX в. Основные соч.: романы «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов». Белл Дэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриального общества. Основное соч.: «Конец идеологии». Бенвенист Эмиль (1902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные соч.: «Проблемы всеобщей лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда». Бенедикт Рут Фултон (1887—1948) — американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в антропологии. Основные соч.: «Мифология зунья», «Модели культуры», «Хризантемы и меч». Беньямин Вальтер (1892—1940) — немецкий философ культуры. Основные соч.: «Парижские пассажи», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Берлин Исайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог. Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Академии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотношению идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа о достижимости идеального общества. Бжезинский Збигнев (р. 1928) — американский социолог, политолог, государственный деятель, автор теории вступления буржуазного общества в технотронную эру. Основное соч.: «Великое будущее: рождение и смерть коммунизма в XX столетии». Бланшо Морис (р. 1907) — французский философ, писатель, литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о «воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основные соч.: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад», «Бесконечный диалог». Блок Марк (1886—1944) — французский историк, один из основателей французской исторической школы «Анналы». Основные соч.: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремесло историка». Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Творческое начало культуры, живой источник бытия, по Бергсону, открывается лишь в индивидуальном «внутреннем Я» с его интуитивным, иррациональным контактом с миром, с его связью со всей Вселенной. Коллективное же выступает лишь на вторичном, рациональном «взрослом» уровне организации общества и не должно отчуждать изначальную «детскость» души. Материально-практическая и духовная жизнь, взаимодействуя, образуют два типа обществ — закрытое и открытое. Закрытое общество, упрочивая себя через единство, развивает «созидающий разум», порождая материальную культуру, частную собственность, потребительство и привода к неизбежным конфликтам. Открытое общество зарождается на пути развития «динамической религии», придающей личности оптимистический «жизненный порыв» веру в бессмертие и откровение сверхъестественного, из статичной «естественной религии» закрытого общества. Человечество разрешит антагонизмы, объединившись в вере в Бога, преодолев национальные границы и создав открытое общество. Основные соч.: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция». Бодрияр Жак (р.1929) — французский социолог, философ, эстетик, культуролог, крупнейший представитель постмодернизма. Критиковал общество потребления, возведенного в ранг идеально-самоценной практики, теряющей связь с принципом реальности. Характеризовал современное состояние культуры, как ситуацию после тотального освобождения, оставившую конечные цели освобождения позади. Освобождены производительные и разрушительные силы. Теперь «все прекрасно сосуществует в тотальном безразличии». Это симуляция культуры, где можно быстро проигрывать все сценарии и нет ничего нового. Своим переполнением культура становится «тучной», перерастает свои рамки и, становясь «массой», уходит со сцены». Ее перспектива — ускоряющееся движение к смысловой пустоте. Это согласуется с всеобщим развитием Вселенной как движением к крайностям, при котором объекты исходят из своей метафизической сущности.Основные соч.: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка». Боас Франц (1858—1942) — американский антрополог. Как теоретик опирался, прежде всего, на опыт обширных полевых исследований. К числу его учеников принадлежат такие антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и др. Основные соч.: «Ум первобытного человека», «Культура квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь». Бубер Мартин (Мардохай) (1878—1965) — еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель «диалогического персонализма». Основное соч.: «Я и Ты». Буркхардт Якоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное соч.: «Культура Возрождения в Италии». Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ и естествоиспытатель, заложивший основы современной методологии естественно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон». Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул положение о единстве растительного и животного миров и предложил гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное соч.: «Естественная история». Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, политолог, экономист, философ, историк, религиовед, дипломат, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Совокупность его трудов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Весомый вклад внесен Вебером как в развитие социологической (социокультурной) теории, так и в исследования по истории культуры. Ее основной чертой Вебер считал рациональность, отличающая культуру Европы от традиционных и харизматических способов организации культуры, характерных для народов древности и Востока. Вебер выдвинул методологию «понимающей социологии», рассматривающей историко-культурный процесс как процесс смены мотивов, ценностей и ориентации людей. Именно они определяют человеческие действия, прокладывающие дорогу общественной жизни через сеть разнородных факторов. Нормативно-ценностные рамки деятельности – это, прежде всего, религиозно-этические рамки, определяющие «идеальный тип личности той или иной эпохи. Всвоем труде«Протестантская этика и дух капитализма» он проследил влияние религиозной Реформации XVI—XVII вв. на формирование капитализма. Протестантская этика принятия мирской активности как аскетического пути подтверждения божественной милости (лютеранство, кальвинизм) приводит к формированию рациональных деловых установок европейско-американского капитализма: тезис религиозного отрицания мира формирует культуру традиционного индийского общества; мистическое принятие мира в традиционном Китае формирует культуру органичного социо-природного взаимодействия. Вико Джамбатиста (1668—1744), итальянский мыслитель. Основной труд «Основания новой науки об общей природе наций». В этом труде Вико идея культуры передана при помощи концепта humanitas (итал. " umanita" — «человечность»). Сочинение написано на итальянском языке, но понятие «cultura» регулярно используется в латинском написании. Он писал: «Мир культуры, очевидно, создан людьми, почему принципы его развития возможно открыть в видоизменениях самого человеческого сознания» — таков исходный методологический принцип, положенный им в основание циклической концепции культурно-исторического процесса. Сущностное тождество различных по внешней видимости культурно-исторических эпох, начинающих свой круговорот от «Века Богов», через «Век Героев» к «Веку Людей», чтобы прийти к своему логическому завершению; цикличность, неизбежность повторения определенной последовательности событий, — таковы у Вико главные, исходные основы научного постижения культуры. Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные соч.: «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О свободе воли». Вирильо Поль (р. 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Основные соч.: «Война и кино», «Скорость и политика», «Общественная защита и экологическая борьба». Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австрийский философ. Основное соч.: «Логико-философский трактат». Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский философ, писатель и публицист, участник создания французской «Энциклопеции». Основные соч.: «Философии истории», «Философические повести». Винкельман Иоганн (1717-1768) — немецкий исследователь истории Древней Греции и Рима, автор труда «История искусства древности», один из главных создателей искусствоведения как науки. Развитие искусства (проходящего через стадии роста, созревания и увядания) он рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела. В истории древнегреческого искусства эти изменения привели к смене четырех стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития древнего искусства Винкельман считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Его идеи оказали огромное влияние на философов и деятелей европейского искусства конца XVIII — первой половины XIX вв. Гадамер Ганс Георг (1900—2002) — немецкий философ, филолог, историк искусств, крупнейший представитель философской герменевтики. Основное соч.: «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики». Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ, создатель «философии бессознательного», возникшей как оппозиция господствующему во второй половине XIX в. позитивизму. Основное соч.: «Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного». Гваттари Феликс (1930—1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей школы шизоанализа. Основные соч.: «Капитализм и шизофрения», «Ризома», «Что такое философия» (совместно с Делёзом), «Машинное бессознательное». Гегель Георг Фридрих (1770—1831) — гениальный немецкий философ. Основные соч.: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Эстетика» и др. Главная тема его философии — изучение законов развития природы, общества, человеческой культуры. Идеи прогресса, эволюционного развития были преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом все большего ее совершенствования. Гегель разработал концепцию исторического развития общества. Следует выделить теорию «эволюционного монизма» Гегеля — все страны входят в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель считал культуры Востока низшей ступенью развития Духа в осознании свободы. Философия Гегеля является ключом ко многим явлениям и идеям в западной и мировой культуре XIX-XX вв. Геккель Эрнст (1834—1919) — немецкий биолог и физиолог. Пытаясь соединить идеи Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка, признавал как естественный отбор, так и прямое приспособление организмов к условиям среды путем наследования приобретенных признаков. Основные соч.: «Общая морфология организмов», «Антропогения, или История развития человека», «Мировые загадки». Гелен Арнольд (1904—1976) — немецкий философ, социолог, антрополог. Основные соч.: «Человек. Его природа и его положение в мире», «О понятии опыта», «Первобытный человек и поздняя культура». Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ, представитель эпохи Просвещения, главный вдохновитель движения немецких романтиков «Буря и натиск». Основные соч.: «Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества». В труде «Голоса народов в песнях» (1778) и нескольких статьях заложил основы научной фольклористики. В труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер разрабатывал концепцию исторического развития культуры, ее прогресса. Он рассматривал культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. История рассматривается как процесс развития всех человеческих сил и способностей. Гердер пытался выяснить законы этого развития, его стадии, связь эволюции культуры общества с эволюцией природы. Гуссерль Эдмунд (1856—1938) — немецкий философ, создатель феноменологического направления в философской мысли XX в. Основные соч.: «К феноменологии внутреннего сознания времени», «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Декарт Рене (1596—1650) — французский философ и математик, представитель классического рационализма. Основные соч.: «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления». Делёз Жиль (1926—1995) — французский философ, культуролог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на формирование идеологии постмодернизма. Основные соч.: «Логика смысла», «Различие и повторение», «Капитализм и шизофрения», «Ризома» (совместно с Гваттари). Джеймисон Фредрик (р. 1934) — американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, разрабатываемой в широком интердисциплинарном поле (в литературоведении, теории визуальных искусств, психоанализе, культурной антропологии, критической социальной теории). Основные соч.: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983—1998». Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни», основоположник «духовно-исторической» школы в немецкой истории культуры XX в., крупнейший представитель герменевтики. Основные соч.: «Описательная психология», «Сила поэтического воображения и безумие», «Возникновение герменевтики», «Введение в науки о духе», «Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и Гельдерлин». Дюркгейм Эмиль(1858—1917).— французский философ и социолог. Основатель французской социологической школы. Основные соч.: «Правило социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгеймрассматривал общество как особую сферу человеческого бытия, законы которой не выводимы ни из законов биологии, ни из законов психологии. Социология (наука об обществе) — самостоятельная, объективная, объединяющая все знания о человеке наука, активно использующая в своих исследованиях математические и статистические методы. Одним из базовых принципов школы Дюркгейма был функционализм.Проводилось различие между объяснениями причинного и функционального типов. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом. Зиммель Георг (1858—1918) — немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей «философии жизни», основоположник так называемой формальной социологии. Основные соч.: «Социальная дифференция», «Религия. Социально-психологический этюд», «Гёте». Ионеско Эжен (1909—1994) — французский писатель, драматург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искусстве и театре, наиболее значительные из них объединены в сборники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные соч.: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и голод». Камю Альбер (1913—1960) — французский философ-экзистенциалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор романов, пьес, публицистических эссе. Основные соч.: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий». Кардинер Абрам (1891—1981) — американский психиатр и психоаналитик. Основное соч.: «Клеймо угнетения». Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель второго поколения неокантианцев марбургской школы. Основные соч.: «Философия символических форм», «Опыт о человеке». Кассирер рассматривал культуру как систему «символических форм», то есть различных способов, которыми человек конструирует свое видение мира. Разнообразные сферы культуры, названные им «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Согласно этой концепции, способность создавать символические образы, а не разум, делает человека человеком в высшем значении этого слова. Кассирер считал, что поскольку человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Так, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление человека к миру. Символы, прежде всего, обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного. Кассирер исходит из идеи взаимообусловленности существа человека и культуры, он анализирует основные существовавшие в истории концепции человека и приходит к выводу, что «символ — ключ к природе человека»: «У человека между системой рецепторов и эффектов, которые есть у всех животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю жизнь человека. По сравнению с животными человек живет не просто в более широкой реальности, — он живет как бы в новом измерении реальности». Язык, миф, искусство, религия — символические формы, — создают особое поле культуры. По Кассиреру, человек настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы, религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Клакхон Клайд (1905—1960) — американский антрополог, известный своими исследованиями культуры индейцев племени навахо. Основные соч.: «Колдовство у навахо», «Зеркало для человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура: критический обзор понятий и определений» (совместно с Кребером). Коллингвуд Робин Джордж (1889—1943) — британский философ-неогегельянец, археолог и историк, исследователь культуры. Основные соч.: «Зеркало духа, или Карта знания», «Религия и философия», «Идея истории». Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества». Ввел в употребление термин «социология». Основные соч.: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию человечества». Кребер Альфред Луис (1876—1960) — американский антрополог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Основные соч.: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культурного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация». Кристева Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор трудов М.М. Бахтина. С 1979 г. начала карьеру феминистски ориентированного психоаналитика. Основные соч.: «Революция поэтического языка», «Чуждые самим себе». Кроче Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, представитель неогегельянства, историк, литературный критик и публицист, общественный деятель. Основные соч.: «История, подведенная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии». Кун Томас Сэмюэль (1922—1996) — американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепции исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и «критико-рационалистических» представлений о науке. В книге «Структура научных революций» развитие науки рассматривается как смена фаз «нормальной науки» и «научной революции». «Нормальная наука» означает принятие большинством ученых единых стандартов исследований, единого образца, модели знаний (это Кун назвал «парадигма», или «дисциплинарная матрица»). Постепенно накапливается все больше фактов, не вписывающихся в господствующую парадигму («аномалий»). В конце концов, это приводит к «научной революции», в результате которой появляется новая парадигма. Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—1855) — датский теолог, философ, писатель. Основные соч.: «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблазнителя». Лакан Жак (1901 —1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное соч.: «Семинары Ж. Лакана». Ламетри Жюльенн Офре де (1709—1751) — французский философ-материалист. Основные соч.: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение». Ле Гофф Жак (р. 1924) — французский историк, специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации. В центре внимания ученого проблемы восприятия времени и пространства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры. Основное соч.: «Цивилизация средневекового Запада». Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ, антрополог, социолог и социальный психолог, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе социально-исторического развития, исследовал специфику первобытного мышления. В 1922 г. ввел в науку понятие «менталитет». Основные соч.: «Мораль и наука о нравах», «Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология», «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Леви-Стросс Клод (р. 1908) — французский философ, социолог, этнограф, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Один из главных представителей структуралистского направления в культурной антропологии. Основные соч.: «Печальные тропики», «Структурная антропология», «Мышление дикарей», «Сырое и вареное». Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние на многие области философско-культурологических исследований. Применил структуралистский метод к исследованию культуры, выявляя в структурах мышления логику первоначального освоения мира. Исследовал культуру индейских племен бассейна Амазонки (Бразилия). В сфере интересов Леви-Стросса — социальные и культурные отношения, мифология и искусство индейцев; структура человеческого мышления в разные эпохи и у разных народов, отношения между «цивилизованными» и «примитивными» народами в современном мире. Он считает, что мифы выражают пассивность мышления на фоне рациональности природы, функционирующего неотрывно от нее до ее субъективации, приручения и подчинения себе. Принцип бинарных оппозиций в структуре языка — это перенос элементарной структурности мира в сознание и первоначально мыслимой бессознательно. Человечество связано единой структурой бессознательно и поэтому их мифы в логической основе едины. Миф уводит реальные события на высоту структурно-логических обобщений, где время утрачивается; ритуал же магически возвращает содержание мифа и переживание непосредственных событий. Как характерно для структурализма, Леви-Стросс анализировал явления культуры как особого рода языки, что открыло возможность применения в этой сфере достижений современной лингвистики. Одна из главных тем размышлений Леви-Стросса — единство структур первобытных и современных форм мышления и культуры. Его творчество отличается богатством мыслей, философской глубиной и научной строгостью. Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Основные соч.. «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», «Гамбургская драматургии», «Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого рода». Линтон Ральф (1893—1953) — американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии. Пытался достичь синтеза антропологии, психологии и социологии, рассматривал проблемы, связанные с существованием универсальных ценностей, общих для всех культур. Основное соч.: «Изучение человека». Лиотар Жан-Франсуа (1924—1998) — французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры постмодерна и постклассической науки. Основные соч.: «О пульсационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн» Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Основные соч.: «Микрокосм», «Система философии», «Медицинская психология». Маклюэн Маршал (1911 —1980) — канадский культуролог. Исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе. Основные соч.: «Гутенбергова галактика», «Культура — наше дело». Малиновский Бронислав Каспер (1884-1942) — британский этнограф и социолог польского происхождения. Один из основателей функциональной школы в социологии и культурантропологии. Известен как исследователь культур туземцев Новой Гвинеи и островов Тихого океана, и как автор теоретических концепций культурной антропологии. Основные соч.: «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия». Противостоял эволюционистским теориям культуры. Считал культуру универсальным феноменом. Малиновский занимался разработкой теории социально-культурных систем, причинно-следственных и функциональных (отражающих отношения части и целого) объяснений социальных и культурных явлений. Он различал первичные (физиологические и психологические) потребности, которыми человек обладает от рождения, и вторичные потребности, порожденные культурой. Например, потребность в пище — первичная, а потребность принимать пищу с тарелки, используя вилку или ложку — вторичная. Культура — это система социальных (общественных) институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей: экономика, политика, семья и т. п. Культура также предназначена и для передачи социального опыта, то есть приобретения и закрепления вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Одни культуры разрешают и поощряют канибализм, а другие его строжайше запрещают. Малиновский предлагал интегрировать все науки — лингвистику, психологию, историю, политэкономию, юриспруденцию — обособленно изучающие аспекты человека и культуры, в интегрированную и подлинно научную «культурантропологию». Научность ей придаст методика структурно-функционального анализа, регистрирующая в культуре функции приспособления человека к среде и среды к человеку и выделяющая соответствующие этим функциям институты — «единицы» человеческой организации для поддержания и отстаивания некоторого множества ценностей. Мангейм (Манхейм) Карл (1893—1947) — немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Основные соч.: «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом». Маркс Карл (1818-1883) — немецкий философ.Всвоем основном труде «Капитал», он исследовал особенности трудовых отношений и экономического развития общества. Вместе с Ф. Энгельсом являлся основоположником «исторического материализма» и коммунистического учения, организатором 1-го Интернационала (1864). По Марксу, понять историю духовной жизни можно только как отражение истории материального производства и смены социально-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1-я фаза – социализм). Человек — это «совокупность общественных отношений», подразумевающая живую целостность гражданского общества и культурно-исторического процесса. Общественно-экономическая формация характеризует способ производства общественной жизни в ту или иную эпоху. Она детерминирована способом производства, где культура — духовная «надстройка» по отношению к экономическому «базису», хотя и способная к обратному влиянию на изменение условий способа производства, а не только отражающая их. Ход истории логичен и неумолим: отчуждение «сущностных сил человека» возникающее в ранних классовых обществах личной зависимости и преображающееся в капиталистическом обществе «вещной зависимости» должно смениться их освобождением, основанном на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние в условиях коммунистического общества. Маркузе Герберт (1898—1979) — немецко-американский философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей франкфуртской школы. Основные соч.: «Эрос и цивилизация», «К феноменологии исторического материализма». Марсель Габриэль Оноре (1889—1973) — французский философ, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Основные соч.: «Метафизический дневник», «Люди против человеческого», «Человек, ставший проблемой». Маслоу Абрахам (1908—1970) — американский мыслитель, психолог, один из основателей гуманистического «положительного психоанализа», автор оригинальной гуманистической концепции культуры и человека». Основное соч.: «Религии, ценности и высшие переживания». Мёрдок Джордж Питер (1897—1985) — американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Обосновал концепцию универсальной модели культуры. В книге «Социальная структура» изложил концепцию эволюции систем родства. Проводил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в развитие африканской этнографии. Мерло-Понти Морис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологической концепции культуры. Главную задачу феноменологии усматривал в том, чтобы обратиться к миру живого опыта и культурных смыслов. Основные соч.: «Феноменология восприятия», «Видимое и невидимое», «Проза мира». Мид Маргарет (1901—1978) — американский антрополог, этнограф, этнолог, культуролог. Основное соч.: «Культура и мир детства». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы