Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О КУЛЬТУРЕ
БахтинМихаил Михайлович (1895—1975) — отечественный философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные соч.: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского». БердяевНиколай Александрович (1874—1948) — отечественный философ, литератор, публицист, общественный деятель. Участвовал в сборнике «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. был выслан из Советской России. Первоначально марксист, от него перешел к философии личности и свободы. Основные соч.: «Смысл творчества», Философия свободного Духа», «Русская идея», «Самопознание», «Миросозерцание Достоевского». Основные соч.: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы». ВыготскийЛев Семенович (1896—1934) — отечественный психолог, педагог, нейролингвист, основатель так называемой «школы Выготского» в отечественной психологии. Основные соч.: «Мышление и речь», «Психология искусства». ГумилевЛев Николаевич (1912—1992) — российский этнолог и историк культуры. Участник Великой Отечественной войны, Л. Гумилев дошел до Берлина. Пережил сталинские репрессии и 14 лет провел в лагерях. Десятилетиями непризнанный, Гумилев стал известен широкому кругу читателей лишь в последние годы жизни. Гумилев - представитель позднего «евразийства», был близко знаком с «евразийцем» П.Н. Савицким. Основные соч.: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории», «Древняя Русь и Великая Степь», «В поисках вымышленного царства» и др. Создал разработанную теорию этногенеза. В основе его концепции — категории «этнос», «пассионарность» этноса. Под культурой Гумилев понимает совокупность материального производства и традиций. Возникновение, развитие, расцвет и гибель этноса находятся под влиянием трех видов энергии: распада элементов внутри Земли, Солнца и космических сил, от действия которых зависит «пассионарность» этноса. Историческое время существования этноса 1200-1500 лет. Куда же деваются после этого люди. В книге «От Руси к России» Гумилев пишет, что люди не исчезают, они остаются, но утрачивают свой язык и культуру и входят в состав иных, новых этнических систем. В чем-то его идеи перекликаются с идеями Н. Данилевского и К. Леонтьева (культурно-исторический тип переживает стадии зарождения, юности, зрелости, дряхления и гибели). ДанилевскийНиколай Яковлевич (1822—1885)— отечественный мыслитель. Его относят к «поздним» славянофилам. Наряду со Шпенглером, создатель теории циклического развития культур. Н.Я. Данилевский создал один из главных трудов отечественной философии культуры — «Россия и Европа». В нем он противопоставил современный ему романо-германский мир (католическо-протестантский) славянскому, во главе которого он видел православную Россию. Различия русской и западной культуры и политики выступают как проявления по-разному организованных цивилизаций — славянской и романо-германской. Наряду с обсуждением актуальных для того времени международно-политических проблем (освобождения южнославянских народов от турок и проч.), в этой книге содержится критика идеи «человечества», которое, по Данилевскому, является отвлеченным понятием и не имеет собственной истории. Исторической реальностью Данилевский назвал «культурно-исторические типы». Подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в состоянии постоянной борьбы с внешней средой и друг с другом, в конечном счете, заканчивающейся «смертью» каждого отдельного типа культуры. Каждый самобытный культурно-исторический тип живет органично и своеобразно, реализуя ряд определенных духовных задач, после чего истощает свои жизненные силы и прекращает существовать по мере постановки других задач и идей другими народами. За 1000—1500 лет своего существования культурно-исторический тип переживает стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. Описать отличия между культурно-историческими типами можно, выделив четыре «основы» — важнейшие формы человеческой деятельности: — религиозную; — культурную, включая науку и искусство; — политическую; — социально-экономическую. Каждый культурно-исторический тип развивает одну или несколько из форм деятельности. В таком случае он является либо «одноосновным», или «двухосновным», «трехосновным» культурно-историческим типом. Для различных типов культуры характерны разные сферы свершений и достижений. Так, греческий тип античности, устремленный к культурно-художественному совершенству, сменился римским с его государственно-правовым строительством. Его сменил западноевропейский (христианский) тип культуры. Исторически отжили свой срок египетский, китайский, халдейский, индийский, еврейский и аравийский культурные типы, уступив дорогу романо-германскому и в перспективе — славянскому, который, по мнению Данилевского, еще только накапливает свои творческие силы. Данилевский считал, что в XIX веке доминируют два культурно-исторических типа: германо-романский (европейский) и славянский, во главе с Россией. Противоречия между ними не дают европейцам увидеть в русских «своих», проводят невидимую, но всеми ощущаемую границу между Россией и Европой. Данилевский выражал надежду на то, что славянству в будущем удастся создать гармоничный «четырехосновный» культурно-исторический тип. Евразийство— мировоззренческая концепция 20-40 гг. ХХ в., Ряд ученых, эмигрировавших из России после революции (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин и др.), создали евразийство — концепцию, рассматривающую Россию как самобытную евроазиатскую (но не европейскую и не азиатскую) цивилизацию. Главная проблема этой цивилизации — освоение огромного евразийского пространства, для чего необходимы особые формы государственности, идеологии, философии. «Евразийцы» пытались сотрудничать с Советской властью, но безуспешно. Западники(П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.). Они разделяли идеи единства мировой цивилизации и общего пути ее развития, при котором различные народы находятся на разных стадиях этого развития. Россию западники рассматривали как европейскую страну, но отставшую от других стран Европы (по причине расположения на окраине Европы и трехсотлетия татаро-монгольского ига) в движении по пути культурного прогресса. Образцом для них была Западная Европа, и западники стремились приблизить к ней Россию, утверждая, что иначе Россия погрязнет в дикости и невежестве. Реформы Петра I западники оценивали положительно, так как они приобщали Россию к западной культуре. КиреевскийИван Васильевич(1806—1856) — русский мыслитель, вместе с А.С. Хомяковым, основатель славянофильства. Резко размежевывал пути развития Европы и России, различая духовность русской православной традиции («общение со вселенской церковью» Христа) и рационализированную культуру Запада. Римская церковь силой специфической образованности и государственности уводит западное общество все дальше от изначальной цельности умственного самосознания, хранимых православием. По контрасту с западной, русской культуре свойственны сердечная цельность разума, стремление к внутреннему духовному началу, различение духовного и мирского, требовательность нравственного усовершенствования, единодушие общества и т. д. Западная культура нуждается в облагораживающем влиянии России. КропоткинПетр Алексеевич (1812—1921) — идеолог российского и международного анархизма, ученый-географ, историк, путешественник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Современная наука и анархия», «Великая французская революция 1789—1793 гг.». Ленин (Ульянов)Владимир Ильич (1870—1924) — выдающийся советский политик и деятель международного коммунистического движения. Рассматривал вопросы отношения культуры и революции, культурного строительства в Советской России. Развивая идеи марксизма, он отстаивал тезис о неизбежной политизированности и идеологичности культуры. Выдвинул идею о наличии «двух культур» (буржуазной и пролетарской) в рамках одной нации, носящих антагонистический классовый характер. С позиций воинствующего материализма критиковал религию и церковь как скрытую форму контрреволюции. Вместе с тем, Ленин указывал на необходимость сохранения прогрессивного культурного наследия для воспитания сознания передового класса и построения нового общества. Под влиянием идей большевизма возникло общественно-политическое объединение «Пролеткульт» (1917-1932 гг.), поставившее задачу создания в Советской стране новой, пролетарской культуры. ЛеонтьевКонстантин Николаевич(1831—1891)— отечественный мыслитель, многие годы был консулом России в Константинополе, в конце жизни Леонтьев - сторонник монашеского православия, воспевающий средневековье с его структурным многообразием жизни. Основное соч. «Византинизм и славянство». Леонтьев описывал культурно-психологические типы славянских народов, греков; писал о влиянии «византизма» на формирование русской культуры. Многие его идеи созвучны идеям Данилевского, но в отличие от него, он подверг многие важнейшие идеи славянофильства резкой критике. Леонтьев с особой силой подчеркнул ограниченность существования любой культуры во времени. Срок жизни культуры — не более 1200—1500 лет. В своем развитии она переживает три стадии. Первая — «первоначальная простота», когда потенциал культуры еще не раскрыт, но в ее грубых и примитивных формах таятся возможности для будущего расцвета. Вторая — «цветущая сложность», когда культура достигает наивысшего разнообразия форм, создает собственные идеалы красоты, истины, духовности. Третья, когда приходит «вторичное упрощение и смешение», на смену многообразию приходит однообразие, господство посредственностей убивает красоту, духовные порывы гаснут в комфортной жизни и технизированной цивилизации. Леонтьев — сторонник культурно-исторических типов, но мыслит эти типы взаимовлияющими и перетекающими в своих содержательных элементах от этноса к этносу. Леонтьев допускает смешение всего человечества в один культурный тип в конце истории. Леонтьев связывал расцвет культуры с ее сложностью, которая предполагает жесткую внутреннюю структуру и строжайшую дисциплину. Их ослабление ведет культуру к упрощению и, затем, к гибели. Демократическое уравнение культуры, уже заметное в конце XIX века, таким образом - тенденция, ведущая к гибели. В мыслях Леонтьева много общего с идеями Шпенглера, появившимися несколько десятилетий спустя. ЛотманЮрий Михайлович (1922—1993) — российский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Основные соч.: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX вв.)». «Любомудры» — участники литературно-философского кружка, собиравшегося в Москве в 1823—1825 гг. («Общество любомудрия»). Входившие в кружок молодые люди (3. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, С. П. Шевырев и др.) занимались изучением трудов великих философов, Канта, Фихте, в особенности Шеллинга, разрабатывали проекты создания самобытной русской философии. После подавления восстания декабристов кружок был распущен, протоколы его заседаний сожжены. «Любомудры» во многом подготовили почву для формирования в русской мысли XIX в. славянофильства и западничества, некоторые из них (Киреевский, Кошелев, Шевырев) вошли в число славянофилов МилюковПавел Николаевич (1859—1943) — российский историк, культуролог, крупный политический деятель. Основные соч.: «Из истории русской интеллигенции», сборник статей и этюдов, «Очерки по истории русской культуры». НовиковНиколай Иванович (1744—1818) — мыслитель, литератор, публицист, книгоиздатель, член масонского братства. Критиковал деятельность иезуитов, «пригретых» в те времена царской властью. В духе идей просветительства главные надежды возлагал на просвещение народа, гуманизм дворянства и «просвещенного государя». Ставил проблемы «естественного права» и «общественного договора». Выпускал первый русский журнал критической библиографии «Санкт-Петербургские ученые ведомости», сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». В связи с изданиями трудов Руссо, Вольтера и др. и вольнодумство был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Был освобожден императором Павлом. Последние годы проживал в подмосковной деревне. «Поздние» славянофилы. Идеи классиков славянофильства во второй половине XIX века продолжали развивать «поздние славянофилы», или «почвенники» (А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов и др.). Для них главной остается тема российской самобытности, суть которой они видят в христианском смирении. Историческая миссия России — объединить народы Европы в христианское братство. Силы для выполнения этой миссии нужно черпать в «почве», то есть исконно русской культуре простого народа, а не в идеологии «оторвавшихся от почвы» интеллигентов, «русских скитальцев». Поздние славянофилы, среди которых было много деятелей литературы, считали одним из главных путей постижения национальной идеи (в т. ч. русской) изучение национального искусства. ПроппВладимир Яковлевич (1895—1970) — отечественный филолог, фольклорист. Основные соч.: «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки». ПрокоповичФеофан (1681—1736) — российский церковный и общественный деятель, писатель, архиепископ, сподвижник Петра I, историк. Основные сочинения: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Духовный регламент», «История об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны». Рерих Николай Константинович (1874—1947) — российский художник, писатель, философ, общественный деятель. Создал нравственно-эстетическое и религиозно-философское учение, в центре которого стоит культура. Инициатор Международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах («Пакт Рериха»). Выступал за сближение культур Востока и Запада, вместе с Е. Рерих участвовал в создании учения Агни Йоги (Живой Этики). С конца 20-х гг. ХХ века жил в Индии. Славянофилы(А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, К. Аксаков, И. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Н.М. Языков и др.), в отличие от западников, отрицали единство мировой цивилизации и общего пути ее развития. По их мнению, культуры отдельных племен и народов являются органическими целостностями. Их отличительные особенности определяются «народным духом», присущим каждой из культур (у А.С. Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет»). Россия и другие славянские народы виделись славянофилам самобытной цивилизацией, в основе жизни которой лежит живое религиозно-нравственное начало, сформированное православием. На Западе же, господствует бездушное формально-юридическое начало. Россия не может принадлежать к Западу, который, к тому же, вступил в период старения и упадка, «загнивает»). Российская культура более молодая, которой предстоит пройти свой собственный путь культурно-исторического развития. Славянофилы в целом отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы исказили органически присущие России свойства ее культуры. Возрождение их славянофилы представляли себе через религиозно-нравственное очищение, покаяние, через углубленное изучение истории, фольклора, народной культуры России, которые являются хранилищами российской культурной самобытности. Как западники, так и славянофилы, патриотически думали о судьбе России, были сторонниками отмены крепостного права, и многие из них впоследствии приняли участие в реформах. Так, западник К.Д. Кавелин подготовил ходившую в списках «Записку об освобождении крестьян» (1855 г.), славянофил Ю.Ф. Самарин был членом редакционной комиссии по подготовке Указа об освобождении крестьян от крепостного права. СоловьевСергей Михайлович (1820—1879) — глава московских «западников», ректор Московского университета, автор «Истории России с древнейших времен» (29 томов). Испытав влияние идей Гегеля, во многом на основе критики гегелевской философии истории он создал собственную концепцию истории цивилизаций. В формировании каждой цивилизации Соловьеввыделял такие главные факторы: географические условия, этнографические особенности (характер племени), исторические обстоятельства существования цивилизации, религиозные верования. Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)— русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. На формирование его философских взглядов, помимо христианства, оказали влияние неоплатонизм, немецкие философы (особенно Шеллинг) славянофилы, творчество Достоевского. Основу мировоззрения Вл. Соловьева составляет учение об абсолютном Всеединстве, которое он представляет как сферу божественного, идеального, достойного и должного бытия, обладающего свободой, полнотой содержания и смысла, совершенной формой выражения. Абсолютное Всеединство выступает в виде идеала, который определяет его волю в стремлении достичь высшего блага (сфера нравственной философии), его познание в стремлении постичь абсолютную истину (сфера гносеологии), его чувства и воображение в стремлении воплотить идеал в совершенную, прекрасную материальную форму (сферу искусства и эстетики). По Вл. Соловьеву, истина, добро и красота не рядоположены, а органически взаимосвязаны. Для реализации идеала Всеединства недостаточно достижения торжества истины и добра в обществе. Необходимо включение в этот нравственный миропорядок материального, природно-вещественного мира, через его просветление, одухотворение, т.е. в форме красоты. Красота – безусловная ценность и непременный фактор не только социального, но и космического процесса. Природная красота разрушима и всего лишь символизирует вечное и абсолютное («все видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами»). Вл. Соловьев настаивал на «свободном синтезе» религии и искусства, настаивая на его воспитательно-религиозной роли. Он отвергал декадентскую идею «искусства для искусства», и как не парадоксально, повлиял на развитие идеалистической философии и эстетики нач. ХХ века, художественного течения «символизм» и др. По Вл. Соловьеву, согласно христианскому учению, человек является реальным воплощением единства трех миров: тело, душа, дух. В философии эти миры наз. миром чувственным (воспринимаемый органами чувств, миром физическим), сверхчувственным – не воспринимаемым органами чувств (метафизическим) и трансцендентным (находящимся за пределами чувственного, так и сверхчувственного (метафизическим). Единство этих миров и, следовательно, ценность человека, как воплощения этого единства и составляет в русской философии предмет пристального изучения. Коль существует триединая реальность, то физический мир изучает наука, метафизический – философия и психология, трансцендентный – религия. Основные сочинения: «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Три речи в память Достоевского», «Красота в природе», «Общий смысл искусства», «первый шаг к положительной эстетике». ТатищевВасилий Никитич (1686—1750) — русский государственный деятель, историк, составитель первого русского энциклопедического словаря «Российский лексикон», труда«История Российская». Первый создатель просветительской теории в России. В духе европейского рационализма выделил ум как генеральную силу души, определяющую в своем развитии счастье человека и благополучие общества. Этапы просвещения ума, по Татищеву: 1) обретение письменности; 2) пришествие Христа как акт богопознания и нравственного определения человечества; 3) печатание и распространение книг как средство умножения познаний и человеческих добродетелей. ТрубецкойСергей Николаевич (1862—1905) — русский религиозный философ, публицист, общественный деятель, историк философии. Основные сочинения-. «Метафизика в Древней Греции», «Учение о логосе в его истории». Философы «Серебряного века».В конце XIX — начале XX вв. в России появился ряд значительных философов: В. С. Соловьев, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. Ф. Эрн, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, И. А. Ильин и др. В их трудах, посвященных разнообразным философским вопросам, нередко затрагивались и проблемы философии культуры. Они опирались на идеи западничества и славянофильства, концепции современной им западной философии (неокантианство, «философия жизни», феноменология и т. д.), выдвигают собственные оригинальные теории. Главные темы размышлений — религиозные, духовные основы различных типов культуры, философия искусства, новое осмысление особенностей русской культуры, ее сходств и отличий от культуры стран Европы. Для русского «религиозно-философского ренессанса» характерно противоречивое сочетание стремлений оправдать традиции христианской культуры России и подчас весьма острая критика этих традиций. Это порождало ожидания обновления и возрождения культуры, созвучные ожиданиям творцов авангардного искусства «серебряного века»: символистов, акмеистов, футуристов и т. д. ФлоренскийПавел Александрович (1882—1937) — ученый, философ, богослов. Был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. Основной своей задачей считал осуществление синтеза религиозной и светской культуры, учения Церкви и научно-философского мировоззрения с искусством. Искал пути к цельному мировоззрению, основанному на гармонии веры и разума, философии и богословия, искусства и науки. ХомяковАлексей Степанович (1804—1860) —философ, публицист, общественный деятель, поэт и драматург; автор (или соавтор) всех основных идей славянофильства и его глава. В своем главном (не изданном при жизни) труде, «Записки о всемирной истории», возводил все культуры и религии мира к двум началам: «кушитскому» (культ необходимости, религиозная магия) и «иранскому» (культ свободы, личностное начало). Объединение людей вокруг тех или иных культурных идей и ценностей Хомяков объяснял присущим людям чувству «соборности» (общинности), но которое не уничтожает человеческую свободу. Ключевое понятие Хомякова — соборность веры как «единство во множестве» - раскрывается в многообразии путей как личного, так и национального самоутверждения. В каждом народе действует особая «духовная сила», соборно восполняемая своеобразием других пародов. Соборность — итог взаимодействия божественного и человеческого в таинстве Вселенской православной церкви. Русская церковь хранит идеалы целостного одухотворения культуры, братски увещевая Запад и упрекая его в расколе. Жизнь народа соборна, она хранит вечные истины в противовес индивидуальным мнениям и является подлинным истоком творчества, не пронизанного разрушающим дух рассудочным эгоизмом. В России таковой выступает крестьянская община, идеалом русской культуры для славянофилов была Россия XVII века, до реформ Петра I. ЧаадаевПетр Яковлевич (1794—1856) — русский мыслитель, офицер, участник Отечественной войны 1812 г.Вызовом общественному мнению стало «Философическое письмо» Чаадаева, опубликованное в 1836 году в журнале «Телескоп», которое послужило началом длительной полемики между «славянофилами» и «западниками» в течение 30-60-е гг. XIX века. Редактор журнала Надеждин был отправлен в ссылку, а Чаадаев объявлен царем сумасшедшим и пребывал в своем поместье. Симпатизировал католицизму, на основании чего многие называют его «западником». Чаадаев первымпоставил вопрос о роли, которую играет Россия среди народов Запада и Востока, об ее отношении к западной культуре, об оценке петровских реформ, как попытку сделать Россию частью западной цивилизации. Он не видел достойной самобытности в истории России: все лучшее русскими было заимствовано от европейцев. Взгляды Чаадаева были проникнуты глубоким пессимизмом в отношении настоящего России, но и надеждой на ее великое будущее. «Русский путь», по Чаадаеву, - это возможность будущего участия России в решении европейских вопросов и в завершении европейских идей. Взгляды Чаадаева были проникнуты уверенностью в том, что Россия существует для того, чтобы в будущем преподать миру какой-либо важный урок. «Философическое письмо» Чаадаева стало своего рода вызовом обществу, и отвечать на вопросы о путях развития России пришлось западникам и славянофилам. Со статей А.С. Хомякова «О старом и новом» и «В ответ А.С. Хомякову» И.В. Киреевского в конце 30-х гг. XIX века началась литературно-публицистическая полемика между западниками и славянофилами. ЩербатовМихаил Михайлович (1733—1790) — русский общественный и государственный деятель, историк и публицист, писатель. Основные сочинения: «О повреждении нравов в России», «История Российская от древнейших времен», утопический роман «Путешествие в землю Офирскую».
ПРИЛОЖЕНИЕ V. СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. «abstractio» — отвлечение) — направление в искусстве XX века, творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В. В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (ранний В. Кандинский) и создание геометрических абстракций (П.Сезанн, кубисты, О. Розанова, Л. Попова, К. Малевич и др.). АГИОГРАФИЯ(от греч. — святой и — пишу) — обширный раздел христианской литературы о святых. При единстве манеры изложения агиографические сказания разнообразны по жанрам: Жития святых, мартирии (мученические акты), повествовавшие о гонениях, пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Жития и мартирии разделялись, в свою очередь, на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. Произведения агиографических жанров — это словесные иконы святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Агиографический канон сложился лишь к X—ХП вв., поэтому ранним житиям свойственно большее своеобразие форм. Период расцвета русской агиографии — XVI век. При непосредственном участии митрополита Московского Макария были составлены «Великие Минеи-Чети», куда внесли все имевшиеся к тому времени жития русских святых. Самая подробная рукопись этих миней Московского Собора 1552 г. — была частично переиздана в конце XIX - начале XX века. Св. Дмитрий, митрополит Ростовский, воспользовавшись сборником Метафраста, Великими Четями-Минеями Макария и другими пособиями, составил Чети-Минеи святых всей Церкви, включая южнорусских (первое издание в 1711-1718 гг.). АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг. АКСИОЛОГИЯ — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. АЛФАВИТ — один из видов письменности, способ передачи информации с помощью знаков — букв, каждая буква может обозначать один и более звуков. Финикийцы изобрели алфавит из 22 букв, который переняли древние греки, а от них — европейцы. Слово «алфавит» — происходит от первых двух букв финикийской азбуки: «алеф» и «бет». АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ — подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказываются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие жилищные общины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе. АМПИР — архитектурный стиль, по характеру и времени развития соответствующий позднему классицизму. Характерен преобладанием торжественных, монументальных композиций. Зародился во Франции в начале XIX века. В России ампир проявил себя после победы и войне 1812 г. Известны территориальные разновидности этого стиля — «московский ампир», «петербургский ампир», «провинциальный ампир». АНСАМБЛЬ — художественно законченное, согласованное единство застройки значительного участка. В прошлом формировался в течение многих десятилетий, иногда даже веков. В современной архитектуре проектируется и создается как единое целое. АНИМИЗМ (от лат. «anima» — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом — душой. Термин «анимизм» впервые был употреблен немецким химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1600 — 1734); в научный оборот введен английским антропологом Э. Б. Тайлором (1832 — 1917), который считал, что анимизм — минимум любой религии. АНТИЧНОСТЬ (лат. «anticus» — древний; в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима. АНОМИЯ (франц. «anomie»— отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни. У Э. Дюркгейма, введшего в науку этот термин в 1890-е годы, понятие «аномия» означало распад в обществе прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, увеличение числа самоубийств, разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которое касается религиозных и семейных ценностей. АНТРОПОЦЕНТРИЧНЫЙ(от греч. — «anthropos» — человек и лат. «centrum» — центр) — ориентированный на человека, имеющий человека точкой отсчета для развития философской или богословской идеи. АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ — научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас. В отличие от антропологии социальной, для нее характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. А. к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача А. к. — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию. АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX—XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А. Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине XX века происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу собственно человеческого бытия, собственной природы человека, его индивидуальности, через антропологические принципы объясняющая и самого человека окружающий мир. А.Ф. пытается понять человека и как уникальное проявление жизни вообще, и как творца истории и культуры. А.Ф. была подготовлена многовековым развитием философской мысли, но ее оформление в качестве самостоятельной области знания началось с философии Л.Фейербаха. Идейными истоками были: философия жизни, биологические и психофизиологические открытия и концепции (Шопенгауэр, Ф.Ницше, П. Тейяр де Шарден и др.) В ХХ веке А.Ф. разделилась на несколько направлений: биолого-антропологическое (М.Шелер, X. Плеснер и др.), религиозное (М.Бубер и др.), культурологическое (М.Ландман, Э.Ротхакер), психологическое (З.Фрейд, К.Юнг и др.), структуралистское (Леви-Стросс и др.), педагогическое. По мнению М.Шелера, А.Ф. должна соединить конкретно-научное, философское и религиозное постижение природы человека и смысла его жизни. Х.Плеснер так же пишет о том, что необходимо согласиться со всяким аспектом исследования, который сможет возвыситься до претензии выявления человеческой сущности, и все они должны быть признаны одинаково ценными. Однако следует помнить, что всякое знание о человеке лишь приблизительное, неокончательное, и не может быть последней истиной. АПОЛОГ(от греч. — рассказ, притча) — краткое произведение иносказательно-нравоучительного характера. АПРИОРИ(от лат. — из предшествующего) — термин, обозначающий знание, которым человек обладает независимо от опыта (в противоположность апостериори). В истории философии понятие А. связано с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. АППРОКСИМАЦИЯ— поэтапное приближение к нормальной грамматике через серию творческих проб и ошибок. АРХЕТИП (от греч. «архе» — начало, «типос» — образ) — прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К. Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного, воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. АРХИТЕКТОНИКА (тектоника) — художественное выражение конструктивного строения здания или сооружения. Тектоника большинства зданий прошлых эпох связана с выражением силы тяжести и идеи ее преодоления. АРТЕФАКТ (лат. — искусственно + сделанный) —— 1. процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства. АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. АТАРАКСИЯ (от греч. «ataraxia» — невозмутимость) — состояние душевного покоя, к которому должен Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2856; Нарушение авторского права страницы