Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТАКАФУЛ
Есть несколько рабочих концепций, которые могут быть реа-лизованы такафул-операторами, как для семейного такафул, так и общего. Концепция, выбираемая оператором, зависит от принципа Шариата, который он намерен применить. В этом разделе будут обсуждаться только методы реализации системы такафул, встречающиеся в Малайзии. Обсуждение будет вклю-чать в себя методы, которые практикуются компаниями «Шари-кат Такафул Малейжа», «Этика Такафул» (Etiqa Takaful) и «Така-фул Ихлас».
Осуществление общего такафул
Общий такафул включает в себя страхование имущества. Этасхема страхования предлагается всеми такафул-операторами в Малайзии. Однако, существуют небольшие вариации в методе реализации. Например, «Шарикат Такафул Малейжа» использу-ет принципы мудараба и табарру в операциях с общим такафул. В зависимости от применяемой схемы, участник вносит некото-рую сумму денег в соответствии с оговоренными условиями и подписывает с компанией двусторонний договор мудараба. В то же время, участник соглашается пожертвовать часть своих денег другим участникам, которые пострадали от стихийных бедствий. Операционный поток общего такафул показан на схеме 8-1. 434 Глава 8
Схема 8-1. Принцип работы общего такафул (« Шарикат Та-кафул Малейжа»)
Как показано на схеме 8-1, все взносы участников попадают в общий фонд такафул. Компания инвестирует деньги из фонда, а полученная прибыль помещается обратно в фонд. В конце уста-новленного периода добавочный капитал, или прибыль фонда, распределяется между участниками. Перед распределением де-лаются отчисления на такие расходы, как оплата претензий, ре такафул и резервы. Компания не взимает какой-либо платы зауправление, а вместо этого получает свою долю прибыли от до-хода на инвестиции.
Принципы, которые использует «Этика Такафул» при осу-ществлении общего такафул, – табарру, вакала и мудараба. Принцип табарру используется, когда участники соглашаются взаимно помогать друг другу.
Принцип вакала применяется при наличии участника и опе-ратора; здесь оператором выступает «Этика Такафул», которая получает оплату за предоставленные услуги. Принцип мудара ба – между участниками и оператором – влечет за собой согласиесо стороны участников такафул участвовать в прибыли фонда, полученной, но еще не распределенной между участниками. Пример текста мудараба, размещенный на сертификате, выгля-дит следующим образом:
«Если после истечения такафул наличествует чистая при быль от Общего Фонда Такафул, она распределяется между участником и компанией в соотношении 50: 50 при условии, что участник не предъявил каких-либо претензий или не получил какой-либо выгоды в период действия такафул».
Операционный поток схемы общего такафул компании «Этика Такафул Берхад» изображен на схеме 8-2.
Схема 8-2. Принцип работы общего такафул («Этика Така-фул»)
Схема 8-2 показывает, что взносы участников размещаются в фонде общего такафул, в то же время компания взимает с участ-ников плату за обслуживание. Деньги из фонда инвестируются компанией.
Что касается «Шарикат Такафул Малейжа», прибыль добавля-ется в этот фонд, и накопленный фонд затем используется для платежей, таких как оплата по страховым случаям и ретакафул. Распределение прибыли происходит согласно долям и состоит из излишек андеррайтинга и прибыли от инвестиций.
Операционный поток «Такафул Ихлас» немного отличается от «Этика Такафул», как показано на схеме 8-3. («Этика Такафул» взимает плату за обслуживание на начальном этапе, то есть ког-да участник начинает платить премию). 436 Глава 8
Схема 8-3. Принцип работы общего такафул («Такафул Их-лас»)
Схема 8-3 показывает, что участники делают вклад в Об-щий рисковый инвестиционный счет (General Risk Investment Account – GRIA). GRIA делится на два типа фондов: учетная за-пись пула та'авуни и инвестиционный фонд. Учетная запись пула та'авуни («сотрудничество») подразделяется на три типа счетов, или фондов – счет расходов, счет риска и специальный счет. Счет расходов содержит первоначальные и конечные сборы, взимаемые с участников. Первоначальные сборы – сборы, взи-маемые в момент начальной покупки полиса или пролонгации договора, и комиссионные, уплаченные агентам или представи-телям. Конечные сборы – это платежи, взимаемые с участников, которые включают расходы на обработку претензий, расходы на продление полисов и сборы за другие операции. Счет риска основан на принципе табарру и используется для взаимного страхования участников. Плата по данному счету рассчитыва-ется исходя из страхования на один год, расходов на ретакафул и резервов. Любой прирост на этом счете перечисляется в GRIA. Этот специальный счет также основан на концепции табарру, и его целью является выполнение таких функций, как поддержа-ние средств на счету и обеспечение страхового покрытия участ-
ников. Если средств на этом счете недостаточно, чтобы выпла-тить компенсацию или возместить вред участникам, компания (акционеры) выпускает заем на субсидирование дефицита.
Средства на инвестиционном счете также инвестируются компанией. Если есть прирост или прибыль, компания взимает плату за обслуживание, и прирост переводится обратно в GRIA.
Осуществление семейного такафул
Существуют три основные цели, преследуемые участниками схемы семейного такафул. Во-первых, обеспечить финансовое покрытие для их бенефициаров в случае преждевременной смер-ти. Во-вторых, иметь форму сбережений для будущего использо-вания или на старость. В-третьих, быть финансово подготовлен-ным на случай несчастного случая, который приведет к длитель-ной инвалидности, или на случай хронического заболевания. Таким образом, такафул-оператор, как правило, предлагает схему, которая обеспечивает страхование для таких целей. Хотя семейный такафул делится на две основные категории – семей-ный такафул и групповой семейный такафул, – здесь пойдет обсуждение только семейного такафул.
Участники, которые обязуются покрыть семейный такафул совместно с «Шарикат Такафул Малейжа» делают вклад, который зачисляется на счет участника (СУ) и специальный счет участни-ка (ССУ). Операционный поток схемы общего такафул, предла-гаемого «Шарикат Такафул Малейжа» изображен на схеме 8-4.
Как видно из схемы 8-4, средства, накопленные на СУ и ССУ, будут инвестироваться компанией по принципу мудараба. По-лученная прибыль затем делится в определенной пропорции, в соответствии с соглашением, заключенным на начальном этапе. СУ рассматривается в соответствии с принципом мудараба, в то время как ССУ – на основе табарру. Доля прибыли участников зачисляется на соответствующие счета. Прибыль от инвестиций в СУ и ССУ зачисляются на соответствующие счета. Положи-тельное сальдо на обоих счетах соответственно возвращается участникам. 438 Глава 8
Схема 8-4. Осуществление общего такафул («Шарикат Така-фул Малейжа»)
В случае преждевременной смерти участника, бенефициары имеют право на получение страховой суммы из фонда СУ, а так-же накопленной суммы из ССУ. С другой стороны, если в течение периода страхования страховой случай не наступил, участник может потребовать средства из СУ вместе с любой прибылью, размещенной на его ССУ. Если участник отказывается от полиса до окончания срока, он может претендовать только на остаток в его фонде СУ.
Принцип работы «Этика Такафул» не сильно отличается от принципа работы «Шарикат Такафул Малейжа». Вклады участников также зачисляются на СУ и ССУ. СУ содержит элементы сбережений, в то время как ССУ поддерживается на основе концепции табарру. Однако есть небольшая раз-ница в распределении прибыли. В то время как «Шарикат Та-кафул Малейжа» делит прибыль на основе валовой прибыли, то есть дохода от инвестиций, «Этика Такафул» взимает плату за обслуживание с прибыли от инвестиций, осуществленных с использованием средств ССУ. Распределение прибыли вы-полняется только после того, как оператор взял плату за об-служивание.
«Такафул Ихлас», с другой стороны, строит свой бизнес на концепции вакала, согласно которой участники назначают ее для управления всеми аспектами бизнес-операций такафул.
Как и у других такафул -операторов, вклад участников для вза-имного страхования от стихийных бедствий осуществляется с помощью концепции табарру. Семейный такафул, оказывае-мый «Такафул Ихлас», подразделяется на две группы: страхова-ние со сбережениями и только сбережения. Эти два типа страхо-вания почти не отличаются друг от друга, за исключением того, что вклады участников по страхованию со сбережениями хра-нятся на личных инвестиционных счетах, в то время как взно-сы участников, которые выбирают схему «только сбережения», зачисляются на личный рисковый инвестиционный счет. Схема страхования со сбережениями компании «Такафул Ихлас» изо-бражена на схеме 8-5.
Схема 8-5. Принцип работы семейного такафул (« ТакафулИхлас»)
Как видно из схемы 8-5, вклады участников размещаются на личных инвестиционных счетах. Собранные средства затем рас-пределяются на два счета – счет та'авуни и инвестиционный счет. Счет та'авуни дополнительно разбит на три – счет рас-ходов, счет риска и специальный счет. Счета расходов содержат плату за услуги, собранную компанией для ведения такафул-бизнеса. Счет риска содержит пожертвования, вносимые для взаимного страхования, а специальный счет предназначен для 440 Глава 8
субсидирования дефицита данного счета. Общая сумма вкладов, сделанных участниками в инвестиционный фонд, инвестирует-ся компанией, и с полученной прибыли берется плата за управ-ление. Излишки направляются на личный инвестиционный счет участников. Аналогичным образом со счетом риска участников: любые из-лишки на этом счете будут инвестированы. Из полученной при-были взимается плата за управление, а излишки зачисляются на личный инвестиционный счет. Выплаты участникам осущест-вляются либо в конце срока, либо когда участник сталкивается с несчастным случаем. Платеж, выдаваемый в конце срока, вы-полняется с использованием сбережений участника с его лично-го счета и прибыли со счета риска. Оплата до наступления срока из-за несчастного случая производится с использованием сбере-жений участника с его личного инвестиционного счета и излиш-ков на счете риска.
ВЫВОДЫ
Система страхования появилась в связи с естественным жела-нием людей помогать друг другу внутри своего общества. История страхования началась около 3000 года до н.э., когда китайские тор-говцы практиковали способы разделения риска при транспорти-ровке своих товаров во время путешествия через опасные воды. Кроме того, около 2500 года до н.э. египтяне внедряли систему взаимной помощи. Помощь оказывалась в том случае, если какой-либо член их общества умирал или сталкивался с трудностями при финансировании высокой стоимости лечения. Кодекс Хаммурапи, введенный в 1800 году до н.э., изложил аспекты компенсации для тех, кто понес убытки в результате стихийных бедствий.
XIII век увидел начало современного страхования, когда в Ита-лии было введено морское страхование, а следом, в 1536 году, – страхование жизни. Страхование от огня было введено в
1591 году в Германии, и Великий лондонский пожар 1666 года, как сообщается, открыл глаза людей в Великобритании на не-обходимость такого страхования. Страхование от несчастных случаев началось в 1848 году, когда компания продала страховку пассажирам поездов. Не существует доступной точной инфор-мации о том, когда страхование было впервые введено в Ма-лайзии. Тем не менее, развитие производства олова и каучука в конце 1980-х и начале 1990-х годов считается ранним периодом системы страхования в стране. К концу 2007 года компаниям, работающим в традиционной системе страхования в Малайзии, было выдано по меньшей мере 126 страховых лицензий.
Однако, характерные свойства традиционного страхования несовместимы с исламскими принципами. Согласно точке зре-ния улемов, традиционное страхование не соответствует прави-лам и требованиям Шариата, так как оно воплощает в себе три основных элемента, а именно гарар (неопределенность), майсир (игорный бизнес) и риба (ссудный процент), которые запрещены в Исламе. Поскольку мусульмане как и все подвержены потенци-альным рискам, наличие подходящей системы для страхования от непредвиденных бедствий и катастроф является существен-ной проблемой. Потребность Ислама в своей собственной си-стеме страхования стала еще более актуальной, когда по всему миру были учреждены исламские банки, так как банки нужда-ются в той или иной форме страхования от риска, связанного с невозвратом финансирования. Следовательно, большинство ис-ламских банков являются акционерами такафул-компаний. На-пример, «Шарикат Такафул Малейжа» был создан банком «Бэнк Ислам Малейжа Берхад».
Исламское страхование, более известное как такафул, возник-ло в первые годы Ислама под системой акыйла. Современная си-стема такафул появилась в 1979 году, когда такафул-компания начала свою деятельность в Судане. В Малайзии система така фул была внедрена в 1984 году с момента создания «ШарикатТакафул Малейжа». Сегодня, помимо «Шарикат Такафул Малей-жа», в Малайзии работает еще семь других такафул-компаний. Концепции, используемые этими компаниями в своей деятель-ности, не одинаковы. Некоторые используют концепции муда 442 Глава 8
раба и табарру, в то время как другие используют концепцию вакала. Как и развитие исламской банковской системы, прогресси быстрота развития системы такафул в Малайзии в значитель-ной степени зависит от участия государства. По сравнению с другими исламскими странами, правительство Малайзии под-держивает продвижение отрасли такафул. Центральным бан-ком Малайзии были разработаны подробные и хорошо органи-зованные планы, что, в свою очередь, сделало национальную от-расль такафул авторитетной и образцовой моделью для других стран. Несмотря на то, что сфера такафул все еще находится в зачаточном состоянии по сравнению с традиционной отраслью страхования, в настоящее время такафул-компании предлагают продукты, аналогичные тем, которые представлены традицион-ными институтами страхования.
ССЫЛКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Abu Bakar, Md Azmi Abu Bakar. The Development of Takaful in the Global Perspectives. Working paper presented at the seminar Takaful for Non-Takaful Practitioners, Islamic Banking and Finance Institute Malaysia, Kuala-Lumpur, 19-20 July 2004.
Al-Khattab, Nasiruddin. Sunan Ibn Majah. Beirut (Lebanon): Darussalam, 2007
Badan Petugas Penubuhan Syarikat Insurans Secara Islam Di Malaysia. Laporan Penubuhan Syarikat Takaful, Prime Minister's Office, Kuala Lumpur, 1984.
Bank Islam Research and Training Institute. Takaful (Islamic Insurance), Concept and Operational System. Kuala Lumpur: BIMB Research and Training Institute, 1996.
Bank Negara Malaysia, Annual Report 1989.
Bank Negara Malaysia, Annual Report 2001.
Bank Negara Malaysia, Annual Insurance Statistics 2007 Barnhart, Robert K. The Barnhart Dictionary of Etymology. USA:
The H.W.Wilson Company, 1988
Muslehuddin Muhammad. Insurance and Islamic Law. New Delhi (India): Markazi Maktaba Islami, 1982
New Encyclopedia Britannica, The. Vol. 9. Chicago (Illinois, USA): Encyclopedia Britannica Inc., 1983.
Oxford English Dictionary, The. 2nd ed. Vol. VII. Oxford: Clarendon Press, 1991.
Vaughan, Emmet J. and Therese Vaughan. Fundamentals of Risk and Insurance.8th ed. New York (USA): John Wiley & Sons, 1999.
www.maybank2u.com.my www.takaful-ikhlas.com.my www.takaful-malaysia.com.my www.takafulnasional.com.my
Yasir Qadhi, Abu Ammar. Sunan Abu Dawood. Beirut (Lebanon): Darussalam. 2008
Yusuf, Mohd Fadzli. Takaful Sistem Insurance Islam. Kuala Lumpur: Utusan Publications & Distributions Sdn Bhd, 1996. Глава 9
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы