Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Екатеринодара в конструировании культуры региона



 

Художественная жизнь общества – область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами. В процессуальном отношении деятельность в художественной жизни общества распадается на производство и потребление продуктов творчества. При отделении этих видов друг от друга они опосредуются деятельностью по распространению искусства, художественных идей, ценностей, норм, которая, наряду с доставкой, может включать его репродуцирование и тираживание и кратко определяется как процесс функционирования художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях

Художественная жизнь Кубани складывалась постепенно. Газета «Кубанские областные ведомости» регулярно оповещала жителей о новостях культурной жизни. Лишь беглый обзор печати позволяет привести следующие примеры. В Кубанской войсковой гимназии г. Ейска состоялся музыкальный вечер, в котором исполнялась музыка В. Моцарта (увертюра из оперы «Дон Жуан» «Реквием»), Л. Бетховена (Анданте из Первой симфонии), Г. Генделя (номера из оратории «Иуда Макковей»), А. Даргомыжского (хоровые номера из оперы «Русалка»), Ф. Шопена (концерт ми-минор), И. Гайдна (квартеты). Оркестром дирижировал преподаватель пения И. Бланков, имеющий консерваторское образование. А выпускницы Мариинского училища, написано в этой газете за 10 июня 1878 года, исполнили в переложении на фортепиано хоры из опер Вебера, А. Рубинштейна, М. Глинки, В. Верстовского.

По случаю открытия памятника А. Пушкину в Москве в Баталпашинске выступил хор местного училища и исполнил песни «Эй, ухнем», «Ах ты, воля», «Славянский марш» и другие.

В станице Брюховецкой преподаватели и учащиеся местного училища и актеры-любители поставили военно-историческую пьесу Ф. Кони «Архип Осипов» с пением, танцами, музыкой. В этом же номере напечатана информация о литературно-музыкальном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения А. Пушкина в г. Майкопе; о таких же вечерах в Екатеринодаре, Анапе, Горячий Ключ, станицах Усть-Лабинская, Гиагинская, Ярославская, Лабинская и других рассказывала газета за 25 мая 1899 года.

Успешно прошли в станицах Усть-Лабинской, Казанской, Гулькевической, Тифлисской концерты школьных хоров. В программе: «Сумрак вечерний» Миропольского, «Не белы снега» Брянского, «Жил был мужичок» Кадского, «Со вьюном я хожу» Н. Римского-Корсакова, «Чернобровый, черноокий» Славянского и др.

В станице Родниковской прошел концерт в пользу голодающих с участием хора местного училища под управлением М.Л. Никулина.

На хут. Кирпильский (Екатеринодарского отдела) был организован литературно-вокальный вечер учащихся местной школы с участием хора под управлением Н.Ф. Минакова.

В станице Лабинской прошел литературно-музыкальный вечер с участием ученического хора женского училища под управлением Нетипина.

В станице Платнировской осуществлена постановка пьесы Яновской «Поводырь» с участием хора под управлением преподавателя местной школы Шагая.

В Екатеринодаре прошел вокально-музыкальный вечер соединенного хора первой Кубанской и Екатеринодарской женских учительских семинарий под управлением Н.Н. Соколова В программе: опера-сказка «Кот, козел и баран» Брянского, хоры «Ах ты, свет Людмила», «Не проснется птичка утром» из оп. «Руслан и Людмила», ария Вани из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, хор русалок из Оперы «Русалка» А. Даргомыжского, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама», дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, хоры «Крестьянская пирушка» Чеснокова, «Гуленьки» А. Лядова, «Васильки на полях» Ц. Кюи, «Соловушко» П. Чайковского и др.

В станицах Славянской, Староджерелиевской, Васюринской прошли. литературно-музыкальные вечера.

И таких примеров можно было привести достаточно много.

Ставились и любительские спектакли. Так, в Екатеринодаре первый любительский спектакль для народа был дан 21 апреля 1894 года. Инициаторами его стали преподавательницы женской воскресной школы, а организатором - Екатеринодарское благотворительное общество. По праздникам и воскресным дням спектакли шли на сцене Дмитриевского училища, где самый дешевый билет был 10 копеек. Исполнителя были члены Екатеринодарского общества любителей изящных искусств. В репертуаре – пьесы А. Островского. Причем, реквизит, костюмы артисты- любители приобретали за свои деньги, дабы дать бедному люду духовную пищу.

В начале XX века на Кубани наблюдалась активизация культурно-просветительной деятельности прогрессивной части интеллигенции. В станицах и городах возникают любительские кружки, развивается концертная деятельность. Один из первых таких кружков любителей музыкально-драматического искусства появился сначала в Екатеринодар в1881 году, а годом позже - в Ейске. Это были семейные организации и поэтому художественная работа в них составлялась по принципу “кто что может”. Правда, они имели свой устав, план работы, выписывали журналы, газеты. Свои цели кружковцы сформулировали следующим образом: «доставить членам своим и их семействам возможность, кроме пользования развлечениями, состоящими из разного рода игр и танцев, удовлетворять умственные и эстетические потребности свои». Так, вплоть до 1889 года семейный кружок любителей музыкально-драматического искусства является центром музыкальной жизни Екатеринодара. В этом году он распадается на два объединения: кружок любителей драматического искусства, главной задачей которого была постановка театральных спектаклей и кружок музыки, предметом которого стала концертная жизнь Екатеринодара. Кружок любителей музыки 15 января 1889 года насчитывал около ста членов. Среди его организаторов семья Дондуковых-Корсаковых, скрипач Г.Т. Швачкин, дирижер Я.П. Соколовский и другие. Устав кружка был одобрен местными властями и утвержден в Министерстве внутренних дел правительства России. Начальный параграф устава гласил: Екатеринодарский кружок любителей музыки имеет целью, насколько возможно, сплотить для совместного развлечения и музыкального развития любителей музыки, живущих в г. Екатеринодаре, и доставить эстетическое удовольствие своим членам устройством музыкальных собраний, а по мере возможности - и публичных концертов.

В дом Дондуковых-Корсаковых приходили председатель городской думы В.С. Климов, начальник войсковой канцелярии Е.Д. Фелицин, художник П.С. Косолап, литераторы Е.А. Богословский, П.М. Крижановский, мировой судья А.Д. Бигдай… Навещали этот дом учителя музыки и пения местных гимназий и училищ, а также регенты, капельмейстеры войска истинные артисты, участие которых и развивает вкус публики, и дает ей высокое душевное наслаждение.

Почетным членом кружка был избран Антон Рубинштейн, в честь 50-летия которого был устроен вечер. На нем звучали сочинения композитора: «Лезгинка» из оперы «Демон», «Вакхическая песнь Зулимы» из оперы «Месть», романсы «Ночь», «Блестит роса», «Горные вершины» и др. В честь юбиляра хор под управлением Я. Соколовского исполнил сочинение П. Чайковского «Привет Рубинштейну», написанное на текст поэта Я. Полонского, а местная типография отпечатала программу концерта с портретом композитора и юбилейной датой 1839-1993.Княгиня М.И. Дондукова-Корсакова была инициатором приобщения кружковцев к оперной классике и для начала предложила поставить ряд сцен из оперы Д. Верди «Трубадур». Сама взялась за исполнение партии цыганки Азучены, для партии Леоноры выбрала светлый лирический голос Е.Д. Чистович, а на партию графа ди Дуна и трубадура Манрико пригласила баритона Чернова и тенора Супруненко из Петербурга. Успех оперы превзошел все ожидания. Четыре вечера - с 22 по 25 мая - екатеринодарцы осаждали Летний театр, где проходили спектакли. Как писали критики, все исполнители были на высоте и могли стать украшением любой оперной труппы. Но на этом инициатива кружковцев была подавлена. Они хотели поставить для екатеринодарской публики оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, «Демон» А. Рубинштейна, «Русалка» А. Даргомыжского и др. Но из-за финансовых проблем так и не смогли это сделать. В репертуаре кружковцев большое место занимала русская музыка и; в частности, музыка П. Чайковского, которого даже хотели пригласить на гастроли в Екатеринодар, но весть о внезапной кончине композитора помешала этому. В концерте, посвященном его памяти были исполнены фрагменты из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», романсы, фортепианное трио, первый струнный квартет, «Итальянское каприччио». С особым блеском было исполнено трио «Памяти великого художника» в исполнении В. Драгиной (фортепиано), К. Кобоска (скрипка), Ф. Полторацкого (виолончель). В Екатеринодар стали приезжать многие известные музыканты, композиторы, певцы. Среди них основоположник русской виолончельной школы директор Петербургской консерватории К. Давыдов, пианист с мировым именем директор Московской консерватории и Национальной консерватории в Нью-Йорке В. Сафонов, “примадонна Императорской оперы в Санкт-Петербурге и Королевской Ковент-Гарден в Лондоне “Е. Мравина, известный чешский скрипач и композитор, именем которого назван один из международных конкурсов скрипачей Ф. Ондржичек, великие русские певцы Л. Собинов и Ф. Шаляпин, оперные труппы А.С. Ксагонского, Ф. Кастеллано, И. Шеина и другие. Особо активной, конечно, была местная художественная интеллигенция. Музыканты Р. Шварц, Ф. Полторацкий, В. Калашникова, С. Янченко, Ю. Цернакс, Г. Швачкин, П. Махровский, Е. Кассан, Ю. Канатова, В. Шишковский, Ю. Зарецкая, К. Кобосько, А. Грипенберг, С. Винценгерод, Н. Стринская, А. Крижановская. “Золотой век” любительского кружка подходил к концу. Внутри него появляются разногласия. Часть его членов считала, что на Кубани необходимо учредить отделение Русского музыкального общества, т.е. поставить все на государственную основу. Было ясно, что любительство утрачивала монополию в области концертной деятельности и должно было вернуться к клубным, семейным формам существования. В 1899 году кружок любителей музыки преобразуется в Общество любителей изящных искусств, которое, в свою очередь послужило возникновению таких же организаций в Новороссийске, Майкопе, Ейске, а также во многих станицах. “Кубанские областные ведомости” отмечали, что любительские кружки в кубанских станицах “растут, как грибы после дождя”. В своих манифестах общество призывало к “сплочению местных деятелей в области изящных искусств и лиц, им сочувствующих”, к изданию книг, журналов, созданию библиотек, студий, устройству спектаклей, выставок, постановке опер. Члены общества хотели объединить усилия всей художественной интеллигенции. Первый удар оно получило от Артистического общества, которое взяло на себя функции организатора музыкально-увеселительных мероприятий.

Театралы Екатеринодара постоянно вели разговоры о необходимости строительства в городе Зимнего театра. И вот купцы В. Гуренков и Н. Болденков в результате переговоров добились строительства в городе такого театра по проекту архитектора академика Ф. Шехтеля, известного в России своими передовыми «технологиями» (использование железобетона, стекла, глазурованного кирпича, штукатурки…). Проект здания создавался для Москвы (Народный дом), однако был воплощен в Екатеринодаре талантливым учеником и помощником академика Ф.О. Шехтеля А. Козловым.

Монументальное четырехэтажное кирпичное с закругленным малым радиусом углом здание было построено в духе каркасных построек. Век эклектики в архитектуре из стекла и металла, легкой, прозрачной, отразившей традиционное представление о монументальности как о необходимом атрибуте красоты, был начат в России Ф.О. Шехтелем

Покрытое ровной цементной штукатуркой, оно выглядело невесомым, но нарядным и стройным. Здание украшали три вертикальных столбца, на которых были выбиты имена великих драматургов и композиторов всех времен и народов, а также три высоких окна с ажурными балкончиками. Широкие карнизы с узорными гирляндами как бы настраивали зрителя на лирический лад, подготавливая его к восприятию спектакля.

Южный и восточный уличные фасады были решены в стиле модерн, при минимуме декора и максимальной тектонической выразительности. Первый этаж, имевший зрительное значение основы здания и несколько “задвинутый” в глубь объема сооружения, был отделен от основной плоскости фасадов высоким междуэтажным поясом, переходившим на восточном фасаде в парапет балкона. Такой же высоты пояса в верхней части фасадов были отделены от основной плоскости фасадов надоконной тягой и венчающим карнизом. На фасадных плоскостях были помешены лепные детали - рельефные панно, год закладки здания и панно с текстом, в котором перечислялись великие композиторы и драматурги. По мраморной лестнице зритель попадал в зрительный зал на 1300 мест с тремя люстрами-звездами, где горели 750 цветных лампочек. Такого театра тогда не имел ни один провинциальный театр. Поражала внутренне убранство театра: изящные изгибы лож, многоярусный зрительный зал на 1300 мест, прекрасная акустика, освещение.

В. Бардадым пишет, что сцена была оборудована по последнему слову техники. Театр открылся 1 октября 1909 года. Автор проекта Ф.Шехтель прислал по этому поводу поздравительную телеграмму

Первый сезон в Зимнем театре Екатеринодара открыли двухмесячные гастролях оперной труппы артистки А.Н. Шперлинг (октябрь-ноябрь 1909 года),

Сначала были исполнена «Аида» Д. Верди, затем «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Мазепа» П. Чайковского. «Дубровский» Направника. «Галька» Монюшко, «Лакме» Делиба и др., всего 15 опер, большая часть которых прошла с аншлагом.

Нужно отметить, что открытие в Екатеринодаре Зимнего театра теперь позволяло постоянно приглашать сюда оперные коллективы на протяжении всего года, т.е. с мая по сентябрь в Летний театр, а с октября по апрель - в Зимний. К примеру, дирекция труппы госпожи Шперлинг арендовала Зимний театр на три года. Причем, для участия в спектаклях приглашались известные артисты. К примеру, С.И. Друзьякина - одна из лучших исполнительниц пушкинской Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, а также Н.Т. Ван-Бранд (колоратурное сопрано), покорившая зрителей виртуозным исполнением партий Лакме и Травиата в одноименных операх Делиба и Верди.

Тогда же в Летнем театре (с I августа по I сентября) ставили спектакли артисты товарищества русской оперы под управлением крупнейшего режиссера страны Н.Н.Боголюбова. Причем, для участия в спектаклях были приглашены артисты Петербургской, Московской, Киевской. Харьковской. И других оперных театров: А.Е. Маркова, Ю.А. Спешнева, В.И. Лазарев, Г.И. Внуковский, М.В. Бочаров, Г.Г. Сергеев и др.

Труппа показала 16 опер, среди которых «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Тоска» и «Чио-чио-сан» Д. Пуччини и др.

Эта же труппа показала оперу «Каморра», написанную дирижером Кубанского войскового симфонического оркестра Э. Эспозито в 1903 году и тогда же поставлено на сцене театра Московской частной русской оперы.

В Екатеринодаре премьера состоялась 16 августа 1910 года. Газеты так освещали это событие: «Вчера состоялось первое представление оперы Эспозито «Каморра». Театр был Переполнен. Масса приставных стульев. После первого акта раздались крики: автора, автора. Е. Эспозито вышел на сцену. Оркестр исполнил туш. Артисты поднесли автору венок, а член театральной комиссии прочел следующий адрес:

«Глубокоуважаемый Евгений Доминикиевич!

В памятный вечер постановки в городе Екатеринодаре Вашей оперы, городская театральная комиссия сердечно приветствует Вас. Приехав сюда на службу войска для заведования его оркестром, Вы не ограничивались только служебной деятельностью, а поставили себе задачей послужить своими музыкальными дарованиями обществу. Вашей энергии мы обязаны появлением в зимнем сезоне симфонических концертов, в которых Вы стремились по­знакомить публику с лучшими музыкальными произведениями русских и иностранных композиторов. Вы развивали музыкальный вкус, приучали понимать и ценить музыку не только как простое удовольствие, но как высокое художественное наслаждение... Се­годня Вы познакомили нас при содействии многоуважаемого Николая Николаевича Боголюбова с Вашим музыкальным произведением - Вашей оперой. Глубоко благодарные, мы поздравляем Вас с сегодняшним праздником и желаем Вам успеха и славы на избранном поприще. Льстим себя надеждой, что Вы не покинете скоро нас и дадите нам еще много наслаждения как исполнитель, художник и талантливый композитор».

В Летнем театре (август 1912) выступала труппа И.М. Лохвицкого с операми: «Хованщина», «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Паяны» Леонкавалло, «Богема» Пуччини, а в апрель 1913 г. в исполнении артистов той же труппы с участием знаменитого тенора, уроженца Кубани В.П. Дамаева.

В апреле 1915 здесь пели И.А. Алчевский и П.И. Цесевич, в апреле 1916 выступали артисты товарищества оперных артистов под руководством А.С. Костаньяна и Д.Д. Друзьякина.

В здании Зимнего театра выступал Л.В. Собинов – великий русский певец, создавший целую галерею высокохудожественных образов оперных героев. Его концерт состоялся 11 марта 1912 года. Зал был полон, все стояли у рампы и аплодировали, а он все выходил и пел, - писала о нем пресса (Бардадым, с. 33). В этом же зале 13 ноября 1913 года выступал Дмитрий Алексеевич Смирнов, исполнивший партии из опер «Евгений Онегин», «Вертер», «Искатели жемчуга», а также романсы «Средь шумного бала» и другие. Екатеринодарцы, - пишет В. Бардадым, долго не отпускали артиста. Только потушенные свечи заставили публику разойтись. Здесь же в январе 1912 года состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный великому русскому драматургу А. Островскому, сбор от которого предназначался на постройку в Петербурге театра-памятника этому писателю.

С 70-х годов XIX в. с гастролями в Екатеринодар стали приезжать различные драматические товарищества: с Украины труппы под руководством Стасенко, Стоппеля, Глазуненко, Актеры знаменитого товарищества Н.Синельникова привозили в Екатеринодар спектакли по пьесам А. Сухово-Кобылина, Н. Гоголя, А. Островского, В гастрольных спектаклях блистали Н. Рощин-Инсаров, В. Давыдов, Ф. Горев и др.

В развитии любительского театра активную роль играла местная интеллигенция. Среди актеров были Я. Соколовский, выпускник Петербургской консерватории, врач В.Николаев, выпускник музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Е. Попов, члены кружка любителей музыки Ю. Канатов, Е. Бурсак, В. Страфопуло, В. Климов, М. Бондаренко, А. Бигдай и др. Среди популярных спектаклей, особенно любимых зрителями была пьеса Я. Кухаренко «Черноморский побыт на Кубани между 1794-1796 годами», по которой был поставлен спектакль под названием «Черноморский побыт» (музыка А. Бигдая, оркестровка П. Махровского). Газета «Кубанские областные ведомости» по этому поводу писала: «Обширный зал 2-ого общественного собрания был битком публикой, даже на хорах было тесно. Все билеты разобраны. Спектакль привлек зрителей «своей музыкально-вокальной стороной, основанной на мотивах старинной малорусской песни (всего 29 номеров). По жанру – это песенно-бытовая опера, написанная по образцу известных сочинений «Наталка-Полтавка» и «Запорожец за Дунаем».

Итак, первые спектакли в Екатеринодаре были сочинения украинских авторов, носившие название «малороссийская опера» («Наталка Полтавка» И. Котляревского 1869 г.), затем спектакли с музыкальными номерами: «Дай! сердцу волю, заведет в неволю» М. Кропивницкого, «Ночь под Ивана Купала» М. Старицкого. В 90-е годы Екатеринодар посетила труппа прославленного актера и режиссера И. Саксагонского, поставившая пьесу «Назар Стодоля» Т. Шевченко (музыка П. Нищинского), оперу «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Черноморцы». «Утопленница» Н. Лысенко и другие спектакли.

Ставились спектакли известных авторов. Так, труппа артистов, в которой гастролировали супруги Петипа, осуществили постановку трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта». А артисты московской оперы поставили спектакли «Аида» и «Риголетто» Д. Верди. По этому поводу «Кубанские областные ведомости» писали, что екатеринодарцы чуть ли не в первый раз со дня существования города имели возможность слушать оперу, поставленную не любителями музыки и пения и не опереточной труппой, а настоящими оперными артистами….. Публика оставалась, довольна…

Тогда же Екатеринодар посетили оперные труппы из Тифлиса (август 1893 г.). Харькова (июль 1895 г.), итальянских артистов под управлением Ф. Касты-лано (июль 1898 г.). русских и итальянских артистов под управлением Г. Шеина (июль 1899 г.). Тифлисцы показали пять спектаклей; «Аида», «Травиата», «Трубадур» Д. Верди. «Фауст» Ш. Гуно и «Кармен» Д. Бизе, Харьковчане привезли восемь спектаклей, в том числе «Жизнь за царя» М. Глинки. «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Русалка» А. Даргомыжского. «Риголетто» Д. Верди. «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. Итальянская труппа, в составе Цукки-Феррини, Кастеллано (сопрано), Довани (меццо-сопрано), Де Граиди (тенор), Алибони, Помпа (баритоны), Джиомми (бас), поставила спектакли» Сельская честь» Масканьи, «Джоконда» Понкьелли, «Рюи-Блаз.» Маркетти, «Лукреция Борджиа» Доницетги, «Миньон» Тома), незнакомых меломанам города, что, естественно, вызвало к ним определенный интерес.

Постепенно в Екатеринодаре, Армавире. Ейске, Майкопе. Новороссийске, Сочи сложились оперные сезоны, которые по договоренности с местными властями проводили то русские, украинские, то итальянские театральные коллективы. Газеты буквально пестрели отзывами о спектаклях.

Так, газета «Кубанская жизнь» (1906 г.) напечатала десять отзывов о екатеринодарских гастролях оперной труппы под руководством С. Брагина, которая поставила спектакли «Русалка» А. Даргомыжского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Д. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, и др.

Газета «Новая Заря» (1909г.) посвятила одиннадцать публикаций гастролям товарищества оперных артистов под управлением Б.А. Мезенцева в Летнем театре Екатеринодара, которая поставила оперы «Жизнь за царя» М.Глинки, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички» П.Чайковского и др.

Определенную роль в знакомстве современного читателя с театральной жизнью Кубани XIX –начала XX века играет «Летопись театральной гастрольной жизни Кубани XIX –начала XX века …» составленная Л.В. Комиссинской. Автор дает подробный список спектаклей, в том числе и музыкальных, которые посмотрели кубанцы в этот период. Анализируя этот бесценный труд, можно увидеть здесь пьесы украинских, русских, зарубежных авторов. Ставились водевили, оперетты, оперы, комедии, драмы. Среди них пьесы А. Островского, Н. Гоголя, В. Шекспира, Ф. Шиллера, оперы М. Глинки, А. Верстовского, А. Даргомыжского, инсценировки по произведениям А. Пушкина, оперетты Оффенбаха,

Раскрывая вопрос о гастролях и известных певцов и музыкантов на сцене Летнего театра Екатеринодара и других концертных площадках города обратимся к публикациям В. Бардадыма. Согласно его исследованиям, в старину в каждом городе Российской Империи имелся летний театр, где выступали заезжие оперные и драматические труппы. Екатеринодар, получив статус гражданского города, постепенно превращался в культурный центр Кубани. Здесь, по аналогии с другими городами Российской империи, был заложен войсковой сад, который где спустя 16 лет был открыт для гуляний. А бывшее здание войскового архива было передано старшинам Благородного собрания для устройства в нем зала, где устраивались танцевальные вечера.

Но ставить спектакли было негде, так как в Екатеринодаре отсутствовало стационарное театральное здание.

Не сразу, но сбылась мечта екатеринодарцев. Сначала театр начал строить областной архитектор В. Филиппов, вложив немало своих средств. Для окончания строительства требовались деньги и Екатеринодарская Городская Дума ассигновала сразу 3 тысячи рублей, дабы строительство было, наконец, завершено. И вот 28 мая 1881 года состоялось его освещение. Для выступления была приглашена труппа Линтварева. Но здание через два года внезапно сгорело вместе с декорациями и музыкальными инструментами.

Здание театра было построено заново. Оно было похоже на «осевший» и развалившийся сарай, который, все же служил горожанам. Именно здесь в июне-июле 1894 года состоялись гастроли артистов Московского Малого театра. О них написал в своей книжке «Театральный листок» В. Бардадым. Именно тогда блистали Алексей Иванович Южин и Александра Александровна Яблочкина. Первый - в роли Чацкого в «Горе от ума». А. Яблочкина особенно понравилась в спектаклях по пьесам А. Островского «Последняя жертва», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Гроза».

Московский Малый театр побывал на этой сцене через десять лет (в труппу А. Каширина входили В. Далматов, В.Б. Глаголин, А. Яблочкина), в 1925 и 1926 гг. Сами артисты говорили, что выступление в провинции принесло понимание и заслуженную славу. Это – А. Южин, П. Садовский, И. Рыжов, А. Яблочкина, Е. Гоголева и другие.

С Летним театром связано творчество Мамонта Викторовича Дальского. Как пишет В. Бардадым, это – знаменитый русский актер, стихийного темперамента, естественной простоты, и правдой чувств, учитель и друг Ф. Шаляпина, научивший певца драматическому прочтению роли В августе 1893 года он блистал в ролях Отелло, Гамлета, Чацкого. В октябре 1905 – в трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос», комедии А. Островского «Без вины виноватые».

Согласно аренды, через десять лет здание перешло к городской управе, которая решила перестроить его.

И вот появляется новое здание Летнего театра в Екатеринодаре, построенное в 1908 г. по проекту архитектора З.П. Коршевца, которое представляло своеобразную версию «русского национального» стиля с подчеркнутым обилием деревянного кружева, резных башенок и лирой, по вечерам подсвечивающуюся электрическими лампочками.

В. Бардадым, описал это здание так: появился 2-ой ярус, театр «получил» железную крышу, появились несколько боковых рядов со входными местами, а также балкон с 11 рядами; сцену украсил плотный светло-золотистый занавес, с египетскими сфинксами, пирамидами и пальмами. Итак, получился «хорошенький, принарядившийся и выглядывающий кокетливо театр, вмещавший до 1436 зрителей, не считая входных.

Театр был востребован кубанской публикой. Он был открыт 14 апреля 1908 года спектаклем «Марья Ивановна» по пьесе Е. Чирикова, поставленным драматической труппой Дагмарова. На его сцене только в сезон 1909 – 1910 гг. выступали известные малороссийские труппы А.К. Саксаганского и Н. Синельникова, опера Б. Мезенцева, звучал голос Ф. Шаляпина, танцевала прима-балерина императорских театров Е.В. Гельцер.

Так, концерт Ф. Шаляпина в Летнем театре состоялся в 1910 году. Несмотря на высокие цены, зал был полон. Концерт длился четыре часа. Даже раскидистые деревья, окружавшие театр служили местом для неимущих и подростков. Газеты писали, что когда появилась богатырская фигура гениального концертанта в сопровождении сотоварищей по турне: пианиста и скрипача гг. Кенемана и Авьерино, раздались слабые, разрозненные аплодисменты. В момент затишья кто-то из публики на балконе приветствовал Шаляпина с десятилетием сценической деятельности... Еще момент... Пианист берет несколько аккордов, и перед екатеринодарцами запел Шаляпин... Зал моментально затихает, зачарованный волшебными звуками дивного чарующего голоса певца... Ф.И. Шаляпин довольно охотно бисирует, выбирая по преимуществу легкие вещицы, единственно, на что можно пожаловаться, - писали газеты - это на программу концерта: тех серьезных арий опер, в каких особенно желанно было бы слышать даровитого певца, он не спел ни одной

Но исполнение Шаляпиным даже легких, не концертных вещей создает настроение, которое дополняет то неотразимое впечатление, каким отличается шаляпинское исполнение. Он сумел потрясти своим певческим умением эстетические чувства слушателей», его называют «новатором музыкальной драмы», и не только в оперных образах (Борис Годунов, Иван Сусанин. Мефистофель, Дон Базилио и др.), но и в простых куплетных песнях и сюжетных романсах. Именно с них («Меж крутых бережков», Волга-речка течет», «От убогих хат три пути лежат». «Помню, я еще молодушкой была», «Ночной смотр» Глинки. «Два гренадера» Шумана. «Последний рейс» Лоосса и др.) началось выступление артиста. Затем он исполнил сатирические песни Даргомыжского («Мельник». «Черняк». «Титулярный советник»), Мусоргского («Семинарист». (Блоха»), где также блестяще раскрылось феноменальное дарование певца в подборе верных исполнительских средств (в том числе речитативных интонаций человеческою говора) для характеристик душевных состояний изображаемых персонажей. Артиста встречали восторженно. Шаляпин – это нечто огромное, изумительное, русское, - писал А. Горький.

Известное высказывание композитора Даргомыжского «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» было главным творческим принципом вокального искусства Шаляпина. И это поняли, оценили местные зрители. Ничего подобного им слышать не приходилось. Они долго не отпускали артиста со сцены и преподнесли ему несколько венков с надписями. На одном из них было написано: «Певцу-богатырю. От городской театральной комиссии».

10 мая 1913 года в Летнем театре состоялось выступление прима-балерины императорских театров Екатерины Гельцер, которую называли «феей из сказки». Искренний восторг вызвали «Вальс-каприс» А. Рубинштейна и «Русская» - танец из балета Ц. Пуни «Конек-Горбунок». А буквально через два года она вновь появляется в Екатеринодаре и уже танцует в балете Адана «Корсар» на сцене Зимнего театра.

17 апреля 1915 года Екатеринодар облетела весть, что приезжает другая прима-балерина императорских театров М. Кшесинская. Это – первая русская балерина, ученица Л. Иванова и М. Петипа, вытеснившая с отечественной сцены иностранных танцовщиц. Поразительную игру «стального носка» она соединяет с поразительной легкостью и грациозностью движений, - писал рецензент.

Осенью 1917 года здесь пел Д. Смирнов в спектаклях труппы В. Афанасьева, а именно в операх «Риголетто» Д. Верди, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Спектакли начинались поздно, проходили с большими антрактами, так что публика могла, под звуки оркестра, хорошо нагоровориться и подышать свежим воздухом. Спектакли иногда затягивались за полночь. По окончании спектакля к услуга публики у главного входа в сад уже стояли вереницей фаэтоны, линейки, иногда и дроги, а позже и трамвайные открытые вагоны.

В этом театре выступали многие знаменитости: Т.А. Тамара-Грузинская, примадонна В.И. Пионтковская, любимица санкт-петербургской и московской публики, Н.И. Тамара – исполнительница цыганских романсов и примадонна оперетты, Николай Шевелев и многие другие артисты и театральные коллективы В книге «Ими восхищались кубанцы» В. Бардадым представил читателю интересный материал о гастролях здесь Н.И. Тамара Грузинская – «лучшей из лучших, знаменитой, бесподобной опереточной дивы. С ее участием 30 августа в Летнем театре прошел спектакль «Птичка певчая» («Перикола») Ж. Оффенбаха, 2 сентября – она пела «В новых цыганских романсах Н. Северского, а 3-его – в оперетте Ф. Легара «Веселая вдова».

С серией концертов в феврале 1909 в Екатеринодаре выступил известный скрипач М. Эрденко с сочинениями Э. Грига, Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Г. Венявского и др.

В январе 1911 года в Екатеринодаре прошли гастроли пианиста К.Игумнова (в его концерте прозвучали сонаты П. Чайковского, Ф. Шопена, сочинения А. Аренского, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. Скрябина, Р. Шуберта, Р. Шумана), скрипача Е. Цимбалиста - ученика Ауэра, гастролировавших в Екатеринодаре, скрипача феноменального дарования, уроженца Ростова.

В феврале 1912 года во 2-ом общественном собрании звучала старинная музыка в исполнении знаменитой клавесинистки и пианистки В. Ландовска, которая была приглашена дирекцией отделения ИРМО с целью познакомить екатеринодарцев с творчеством композиторов XVI - XVIII столетий. Она привезла с собой клавесин, звучание которого было многих в новинку. Такого истинного художественною наслаждения нашей публике давно не приходилось испытывать – писали о ней в газете. Исполнение В. Ландовска - это откровение. Она постигла дух старой музыки, воссоздала перед нами то, что казалось уже навсегда исчезнувшим.

Газеты писали и об игре известного скрипача Б. Губермана в Зимнем театре, с блеском исполнившего сочинения итальянского мастера Гварнери. Причем, был опубликован факт, когда скрипач, играл на родине великого Паганини на его скрипке, хранившейся в городской думе и в память об этом концерте Генуей выбита золотая медаль и поднесена Губерману «Как пробудителю струн и духа Паганини».

В зале 2-ого общественного собрания состоялся концерт известного скрипача Л.С. Ауэра, профессора Петербургской консерватории который обладал блестящей техникой, темпераментом, изящной манерой исполнения. Были исполнены пьесы Ф. Щуберта, Ц. Кюи, Г. Венявского и др. Второй приезд скрипача («Новая Заря»., 1907, 12 января) описан так: «снова перед нами после трехлетнего антракта яркий талант, заставляющий забывать чарующими звуками своей чудной скрипки все горе, все будни нашей нудной жизни. Ауэр все такой же юный, несмотря на свои почтенные седины, все такой же жгучий, увлекающий и увлекающийся виртуоз. В нем все: и богатейшая техника, и прекрасная школа и масса темперамента, чувства…»

В Екатеринодаре выступали и другие скрипачи, к примеру, К. Григорович из Москвы, И. Надбандиан из Петербурга. К Думчев из Новочеркасска, и др.

Нужно отметить, что войсковой симфонический оркестр и хор довольно часто выступали перед екатеринодарской публикой, причем играли сочинения из произведений композиторов-классиков. Интересно, что в 1909 году войсковой симфонический оркестр (дирижер Е. Эспозито) играл в городском саду с 20 апреля по 20 сентября по три часа ежедневно. Была составлена программа, которая должна была состоять не менее чем из пятнадцати пьес. Причем, по понедельникам звучала легкая музыка, по вторникам – русские и славянские композиторы, по средам – латинские композиторы, по четвергам – выступление солистов и чисто симфоническая музыка, по пятницам – немецкие и северные композиторы, по субботам – смешанная программа, по воскресеньям – праздничная.

Перед слушателями выступал и симфонический оркестр музыкальных классов Екатеринодарского отделения ИРМО. Так, в конце января 1908 г. им исполнены 2-я симфония И. Гайдна, концерт для фортепиано В.Моцарта, «Элегия» П.Чайковского и другие произведения.

Кроме того, в Екатеринодаре устраивались «большие концерты», в которых участвовали симфонические оркестры Кубанского казачьего войска и музыкальных классов местного отделения ИРМО под управлением В. Гутора. В программу включались сочинения М. Глинки, Ф. Шопена, И. Баха, П. Чайковского и других композиторов. В ноябре 1913 года в зале Кубанского войскового собрания состоялся концерт войскового симфонического оркестра (дирижер С. Столерман) и войскового певческого хора (хормейстер А. Сорокин). В программе прозвучали «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта, симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса, а также народные песни в обработке Н. Лысенко, Г. Концевича и др.

Г. Концевич написал кантату памяти К. Ушинского, которую посвятил народным учителям. Она была исполнена в декабре 1914 года в зале городского шестиклассного училища большим хором из учителей и учеников городских училищ под управлением В. Аникина.

А в 1916 году новый традиционный музыкальный сезон в Екатеринодарском городском саду начался с выступления симфонического оркестра под управлением Г. Черкасского. Причем, городская управа установила плату за вход в «музыкальную загородку»: в обыкновенные дни – 16 копеек, в дни симфонических концертов – 25 копеек.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь