Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История танцевальной оздоровительной гимнастики



Занятия физическими упражнениями под му­зыку имеют давнюю историю. Напомним, что в античные времена в Греции одной из разновидностей гимнастики была орхестрика, гимнастика танцевального направления. Специалисты отмечают, что современные раз­новидности двигательной активности таких, как ритмическая, художественная гимнастика и род­ственные им виды спорта из оздоровительных за­нятий берут начало от четырех " Д". Под этим под­разумеваются начальные буквы фамилий четырех основоположников музыкального ритмопласти­ческого направления в гимнастике: Жорж Демени. Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз.

Ж. Демени имел много последователей, в том числе и американского врача-гинеколога Бесс Менсендик, разработавшую женскую функцио­нальную гимнастику. Основными ее задачами бы­ли укрепление здоровья при помощи гигиениче­ской гимнастики, развитие силы, воспитание ис­кусства движений в форме танца. В гимнастике Б. Менсендик широко применялись корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применя­ются в области лечебной физической культуры.

На рубеже XIX-XX веков формируется напра­вление гимнастики, связанное с именем француз­ского физиолога Жоржа Демени. Его система фи­зических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмич­ном чередовании расслабления и напряжения мышц. Гимнастика Ж. Деменибазировалась на движениях свободной пластики, большое значе­ние придавалось развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Ав­тор особо подчеркивал необходимость непрерыв­ного движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Ведь имен­но непрерывность, переход от одного упражнения к другому без остановок совершили в XX веке ма­ленькое чудо: из обычной оздоровительной гим­настики сделали гимнастику аэробную. Использо­вание этого метода – одна из характеристик совре­менной аэробики.

Поточный, или непрерывный, способ выполне­ния упражнений характеризуется тем, что упражнения выполняются без остановки, одно за другим, что значи­тельно повышает интенсивность занятия в целом.

Еще в середине XIX века началось увлечение выразительностью движений. Родоначальником этого направления был Франсуа Дельсарт, кото­рый пытался установить взаимосвязь между эмо­циональными переживаниями и мимикой. Систе­ма Ф. Дельсарта охватывала наряду с умением вы­разительно петь владение жестом, мимикой, дви­жениями и позами, поэтому она получила назва­ние выразительной гимнастики, а в дальнейшем легла в основу пантомимы.

Среди последователей Ф. Дельсарта особо из­вестна Айседора Дункан, являющаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. Эта зна­менитая танцовщица выступала с резким отрица­нием классической школы в балете, пропаганди­ровала возрождение классического античного танца и развитие пантомимы, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Ее прин­ципы нового танца в то время произвели эффект разорвавшейся бомбы. А. Дункан долгое время работала в России, и после ее трагической гибели созданные танцевальные студии продолжали су­ществовать и развиваться благодаря ее последова­телям.

Говоря о развитии музыки, танца, ритмики, нельзя не коснуться имени профессора Женев­ской Консерватории Жака Далькроза. Именно ему принадлежит открытие значения чувства рит­ма в физической деятельности человека. В небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена в 1910 году им была открыта школа ритмической гимнастики. Первоначально система Ж. Далькроза была пред­назначена для развития слуха и чувства ритма у музыкантов, а затем она переросла в средство фи­зического воспитания.

Основа метода Жака Далькроза – органиче­ское совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода полную грамоту движений, с помощью которой он развивал у музыкантов чувст­во ритма. В дальнейшем от простой помощи музы­канту ритмическая гимнастика перешла к широ­ким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию. " Мой метод ритмиче­ской гимнастики стремится к тому, чтобы движе­ние слало искусством", - писал Ж. Далькроз. Сис­тема Ж. Далькроза распадается на три части: рит­мическая гимнастика в узком смысле слова, раз­витие слуха (сольфеджио), импровизация и музы­кальная пластика.

После октябрьской революции развитие тан­цевально-ритмического направления в России продолжало происходить в различных спортивно-танцевальных студиях, среди которых нельзя не упомянуть " Студию пластического движения" З.Д. Вербовой, студию Л.II. Алексеевой, носившую на­звание " Школа-лаборатория художественной гим­настики". Их последователи и по настоящее время развивают женскую гимнастику неспортивной на­правленности.

В конце 60-х годов в Европе появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки — джаз-гимнастика. Основателем этого гимнастического направления является Моника Бекман - автор книги " Джаз-гимнастика". В то время как джаз-гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается направление под на­званием " аэробные танцы".

Аэробика Кеннета Купера

 

Возникновение слова " аэробика" применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге " Аэробика", изданной в 1963 году. Термин " аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц.

Вначале в свою систему аэробики К. Купер включил только традиционные, типично аэроб­ные, так называемые циклические упражнения, т.е. когда вся деятельность состоит из повторяю­щихся " циклов" движения. Это ходьба, бег, плава­ние, лыжи, коньки, гребля, велосипед. Затем спи­сок был расширен и в нем нашли свое место спор­тивные игры, прыжки со скакалкой, верховая ез­да, теннис и, наконец, танцевальная аэробика.

К. Купер вводит очковую, строго дозирован­ную систему учета физических нагрузок для людей разного возраста. Каждый вид упражнений имеет свою " стоимость", выраженную в очках. Для рас­чета этих цифр были проведены целые серии тща­тельных исследований энергетической стоимости каждого вида нагрузок. Первым условием начала " занятий по программе К. Купера было предварительное прохождение медицинско­го обследования. При этом цель обследования не " отсеять" слабых по здоровью людей, а помочь им определиться в выборе оптимальной програм­мы занятий.

Система доктора Купера мгновенно завоевала популярность во всем мире. Кроме аэробных фи­зических тренировок она базировалась еще на двух слагаемых: рациональном питании и психиче­ской гармонии. Именно на рациональном пита­нии, а не следовании бездумным диетам, разруша­ющим человеческий организм, настаивает доктор К. Купер. Принципы рационального питания под­робно изложены в его книгах.

Кроме вышеизложенного, система К. Купера охватывает весь круг проблем, связанных со здо­ровым образом жизни. Он дает советы, как соче­тать занятия аэробикой с взаимоотношениями в семье, с работой, как на этом фоне бороться с вредными привычками и многое другое. Название последней из опубликованных в нашей стране книг говорит само за себя " Аэробика для хорошего самочувствия".

В 70-х годах Джеки Соренсен, американская танцовщица, установила контакт с Кеннетом Купером на предмет возмож­ности использования танцев в его программе аэ­робных занятий. В результате этого симбиоза и по­явились на свет так называемые аэробные танцы. Программа аэробных танцев включала в себя рит­мичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также мно­жество танцевальных шагов и движений. Попу­лярность нового вида занятий в США распростра­нилась подобно лесному пожару, и последователи не заставили себя долго ждать.

Одной из последователей системы К. Купера стала Джейн Фонда, с именем которой связывают появление и распространение танцевальной аэробики в России в начале 80-х. гг. В 1984 г. появился ее 1-ый видеофильм, ударным слогоном которого был следующий – Будь ты худым или полным, молодым или старым, занимаясь аэробикой становишься все красивее, привлекательней и уверенней в себе. Вряд ли можно счи­тать эту популярную американскую кинозвезду пионером российской аэробики, но так получи­лось, что именно с появлением видеокассет с ее уроками аэробика этот вид двигательной активно­сти появился в нашей стране. Это началось как мода, поветрие. Но в первое время были допуще­ны методические ошибки из-за того, что занятия вели зачастую не только не профессионалы, но и люди, не имеющие никакого отношения к препо­даванию физической культуры, да и к самой физи­ческой культуре и спорту как таковым. В Европу аэробика пришла в начале 80-х годов. С этого времени аэробика развивалась и совершенствовалась, добавляя к себе множество новых направлений и различных стилей.

Менялись содержание и форма уроков, ученые провели необходимые ис­следования и разработали методику занятий для различных по возрасту и уровню физического раз­вития людей. Несмотря на спады и падения, оздо­ровительная аэробика продолжает сохранять пер­венство по популярности среди различных слоев населения. Появилось и спортивное направление. Спортивная аэробика – молодой вид спорта, про­пагандирующий здоровый образ жизни. Не пос­леднюю роль сыграла и продолжает играть ком­мерциализация этого вида оздоровительных заня­тий. Появляются новые виды так называемых аэробных занятий, аэробика превратилась в це­лую индустрию, включающую производство одеж­ды, напитков, проведение конкурсов, фестивалей и т.п. Аэробика развивается вширь и давно вышла за пределы того, что входит в рамки " аэробной фи­зической нагрузки".

На сегодняшний день аэробика является наиболее массовой областью оздоровительного спорта во всем мире.

Вопросы для самоконтроля.

1. Откуда берут начало современные раз­новидности двигательной активности такие, как ритмическая, художественная гимнастика и род­ственные им виды оздоровительных за­нятий?

2. Основоположники музыкального ритмопласти­ческого направления в гимнастике?

3. Кто ввел термин " аэробика" и в чем его смысл?

4. В чем суть аэробики Кеннета Купера?

5. С чьим именем связывают появление и распространение танцевальной аэробики в России в начале 80-х. гг.?

Рекомендуемая литература.

1. Вейдер, С. Суперфитнес. Лучшие программы мира / С.Вейдер.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с.

2. Виес, Ю.Б. Фитнес для всех / Ю.Б. Виес.-М.: Книжный дом, 2006.-512с.

3. Горцев, Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Г. Горцев. – М.: Вече, 2001, 67с.

4. Имамова, Р.М. Теоретические рекомендации по оздоровительной аэробике / Р.М. Имамова. – Уфа, 2000.- 80с.

5. Шипилина, И.А. Аэробика: учеб. пособие / И.А. Шипилина.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-224с.

6. Шлёмин, А.М. Юный гимнаст / А.М. Шлемин.- М.: Физкультура и спорт, 1973. –376с.

 

ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 4340; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь