Лекция — категория Литература: 1 Страница
Материала по категории - Литература на сайте Лекция всего: 3946 страниц.
Произношение сочетаний -ЧН- и -ШН-
Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка.
Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы.
Жизнь и творчество Ч.Диккенса
Вопрос 5. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Литературный язык. Его основные признаки.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ, ПРИРОДА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ: В АСПЕКТАХ
Буква А пропущена во всех словах ряда
Лекция № 15. Диалектизмы в произведениях русской литературы
Предмет и задачи культуры речи
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Сфера функционирования официально-делового стиля.
Романтизм как художественный метод и литературное направление. Европейский и русский романтизм: общее и различное
ДИАЛЕКТИЗМЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНАРОДНОГО ЯЗЫКА
Вопрос 48. Понятие о жанре. Речевые жанры. Проблема речевых жанров в учении М. М. Бахтина. Концепция Т. В. Шмелёвой.
Комбинаторные и позиционные фонетические процессы.
ЗАПЯТАЯ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ТОЧКА
Викторина по творчеству Е.Пермяка (с ответами)
ТЕМА ГИБЕЛИ «ДВОРЯНСКИХ ГНЁЗД»
Диалог, монолог, полилог в художественной литературе.
Драматургия Александра Петровича Сумарокова. Анализ одной из трагедий и одной из комедий (по выбору).
Бытовые повести: жанр, идеи, стиль. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне».
Методика проведения интервью.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи.
Изобразительные возможности синонимов, омонимов, антонимов и паронимов
Основные функции литературы.
Тема Дома в творчестве М.А.Булгакова.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ
Морфологические нормы имён прилагательных
ПРАВОПИСАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
IV. Первое путешествие в Древнюю Русь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Веселовский А. Н. Из лекций по истории эпоса
Психологизм в литературе и его основные формы. «Диалектика души», «поток сознания».
Диагностика фонематических процессов
Лекция № 4. История изучения русских диалектов
Основные принципы преподавания литературы в современной школе.
Критический реализм в зарубежной литературе 19 века.
И.Кант о «суждении вкуса» и об искусстве.
Мнемотехника: учим стихи, пересказываем и составляем рассказы
Канонические и неканонические жанровые структуры. Категории «канон» и «внутренняя мера» в теоретической поэтике.
Подчеркните слова, в которых согласный перед Е произносится твердо.
Художественные особенности сказки В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»
Понятие драматургической композиции
Развитие речи на уроках литературы.
Лирика как литературный род. Жанры лирики.
Рамочный текст в произведении, его компоненты и их функции. «Поэтика заглавий» Кржижановского.
Композиция литературного произведения и ее разновидности. Типы композиционных связей. Архитектоника произведения.
Деревенская проза: основные проблемы и поэтика. Лирическая и социологическая ветви деревенской прозы
Специфика литературы как вида искусства.
Проблематика и художественная структура русской политической трагедии, «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Новгородский» Княжнина
Передача исключительного права
Историческое и литературное значение «Хожения за три моря» Афанасия Никитина.
Опросник для детей старшего дошкольного возраста
Функции художественной литературы. Понятие художественного образа.
Глава 1. Литературное развитие младших школьников
Борьба Пушкина против Булгарина и Греча
Языковые особенности разговорной речи
В чём счастье и драма любви?
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ
Вопрос 26. Экспрессивный синтаксис. Определение понятия «стилистическая фигура». Стилистические фигуры в художественной литературе и современном публицистическом дискурсе.
Формы и способы защиты авторских и смежных прав
Нормативное употребление форм слов
Составление загадки на основе отрицания (отрицательного сравнения) с опорой на модели.
Вопрос 22. Стилистические функции аллюзии.
Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.
Невербальные знаковые системы в зеркале литературы. Формы невербального поведения персонажей. Невербальные средства общения .
Безударный вокализм после мягких согласных.
Именительный падеж множественного числа существительных
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЁМЫ, ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Методика обучения созданию считалок
Анализ сказки «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
Функции и назначение ремарок / Виды ремарок
Виды драматических композиций
Категория рода имени существительного
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
Урок 4. Загадки, пословицы и поговорки
Жанр баллады в творчестве Жуковского. Споры о балладе и проблемах народности в литературе 1810-1820-х гг. Жуковский и Катенин.
Диагностика личностно-социально развития дошкольников
Типы авторской эмоциональности (пафос)
Знакомство с главой повести «Сугробы».
Вопрос 2. Разграничение понятий язык и речь. Виды речи. Функции языка. Функции речи. Культура языка. Культура речи.
Ритм. Организация ритма. Анжамбеман.
Синонимы, антонимы, омонимы, их роль в литературном произведении.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ
Основные тенденции в русской литературе 1960-1990гг. «Громкая» лирика 1960гг: имена, концепция человека и мира, проблематика. Творчество Евтушенко, Вознесенского
Лекция №10. Лексический атлас русских народных говоров
Вопрос 9. В каких произведениях русской литературы представлены образы помещиков и в чем их можно сопоставить с персонажами некрасовского произведения?
Вопрос 57. Стилистические ошибки. Проблемы их классификации и устранения.
Басни И.А.Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти XIX в. Поэтика крыловской басни. Крылов и русские баснописцы Сумароков, Дмитриев.
Литературоведение как наука. Цели и задачи науки о литературе структура литературоведения (разделы науки о литературе).
Сентиментализм и его художественные особенности. Этапы развития. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе.
Деловое письмо (определение). Виды писем, выделяемые по функциональному и тематическому признаку. Общая характеристика различных видов писем по содержанию.
Морфологические нормы числительных
Сказка по данным опорным словам.
Урок 31. Знакомство с названием раздела
Билет 28 Метафора и ее разновидности
Полемика вокруг поэмы «Мертвых души” Гоголя в публицистике 1840-х
Вопрос №45. Художественная деталь, ее виды. Деталь и подробность. Композиция деталей. Символика детали.
Знакомство с новым учебником
Стратификационное и ситуативное варьирование языка. Понятие социолингвистической переменной.
Окончательное объяснение Левина и Кити.
Послания Ивана Грозного, их идеи и стиль.
Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Особенности развития языка в советский период
Тема 18. Повествователь, рассказчик, образ автора
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Вопрос 46. Стилистика Ш. Балли. Ш. Балли о типах окрасок языковых фактов.
Роль А.С. Пушкина в формировании современного русского языка
Своеобразие литературного процесса 19 века. Романтизм
Профессия – редактор: цели, задачи, технология.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел участок леса.
А.С. Пушкин «О журнальной критике»
Анализ глав книги К.И.Чуйковского «От 2 до 5»
Чтение и обсуждение рассказа «Лев и собачка»
Структура литературоведения. Основные отрасли науки о литературе.
Анализ предметно-игровой среды
Стилистические средства, как способ отображения характера персонажа
Аргументы по теме: «Опыт и ошибки»
Основные тенденции в развитии русского произношения.
Основные черты литературы сентиментализма
Повторение пройденного за I полугодие
Классицизм как творческий метод и литературное направление.
Театр и драматургия петровской эпохи: школьный и публичный театр. «Слава российская» и «Слава печальная» как образцы школьной драматургии.
Правила и принципы русской акцентологии. Ударение в иноязычных словах. Смыслоразличительная функция ударения.
Тема: 2.2. Классификация языковых норм. Орфоэпические и лексические нормы.
Творчество Феофана Прокоповича: теория словесности, публицистика, панегирическая поэзия, трагикомедия «Владимир».
Наречия. Группы говоров. Диалектные зоны.
Упражнение 98. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого. Объясните постановку / непостановку тире.
Гражданский пафос, жанрово-стилевые особенности, лирический герой поэзии декабристов. Анализ (по выбору) стихотворений Раевского, Глинки, Кюхельбекера, Бестужева, Одоевского, Рылеева.
ТЕМА № 7: Морфологические нормы.
V . Анализ рассказа «Чудик»
Сочинения на литературную тему
Отражение Куликовской битвы в древнерусской литературе. «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Можно ли назвать рассказ А.П. Чехова юмористическим? Почему?
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Смещенное логическое ударение.
Литературные направления в первой половине 19 века.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ-МИКИТОВ (1892-1975)
Лиро-эпические жанры в мировой и русской литературе
Драматический конфликт как категория
Вопрос 50. Публицистические жанры. Эссе. Очерк. Интервью. Проблемная статья. Аналитическая статья. Заметка. Репортаж.
Почему время называют лучшим лекарем?
Понятие «стиль» в современной лингвистике. Стиль в PR-текстах.
Русский язык в постсоветское время.
Можно ли обойтись без знаков препинания?
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Образ-персонаж (структура и средства создания). Образ-вещь. Образ-пейзаж. Художественное время и художественное пространство. Хронотоп.
Литературно-критическая деятельность Дружинина
Повторение пройденного за I полугодие.
Особенности устной публичной речи.
Событие рассказывания» и вопрос об иерархии повествовательных инстанций. Автор и герой в эпическом произведении.
Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении.
Роль знаний в жизни человека
Газетно-публицистический стиль
Урок 7. Русские народные песни
Библиотека для чтения». Сенковский.
Становление русской диалектной лексикографии. Диалектные словари.
А. С. Пушкин как феномен русской культуры
Художественное пространство литературного произведения. Типология и историческая изменчивость понимания пространства в литературе.
Проживающими на определенной территории.
Вертикальное и горизонтальное пространство в художественном произведении.
Вопрос 45. В. В. Виноградов о языке художественной литературы
История борьбы и смены художественных методов в мировой и русской литературе.
Публицистическая деятельность Белинского в Современнике.
III. Работа по теме урока Представление журналов
Тропы. Метонимия, синекдоха, их разновидности.
Вопрос 11. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.
Методика изучения сформированности образа «Я» дошкольника
Как знакомить ребёнка с произведением?
Эволюция классического романтизма в лирике Ф.И. Тютчева: особенности мировоззрения поэта, тематическая классификация произведений, общие черты поэтики Тютчева.
ЗАМЕТКИ ОБ АВТОРСКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Коррекция неточно сформулированной мысли: прием предъявления контробраза.
Характеристика основных тропов
Словарная работа по ходу чтения
III. Лексические, морфологические и синтаксические нормы
Приёмы обучения созданию потешек и небылиц.
Методы и приемы анализа драматургических произведений
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА. ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА
Смешное и грустное в рассказах а. П. Чехова
Изображение природы в произведениях поэтов Донбасса.
Беседа с использованием проективных заданий («Зазеркалье») (адаптированная методика Е.И.Изотовой).
Личность Чехова и его произведения
Деление литературы на роды и виды.
Анализ детских рисунков на тему «Моя семья».
Лекция № 13. А..Шахматов - видный исследователь диалектологии (17.06.1864-16.08.1920)
I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
Славянофильская публицистика Аксакова – публицист
Диалог и монолог в эпике и драме, их разновидности
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Язык – как первый элемент художественной литературы
Лексико-грамматические средства связи
Н.И. Надеждин – литературный критик.
Лекция № 2. Диалекты русского языка
Может ли человек влиять на ход истории?
Чиновники города NN (по роману Гоголя «Мертвые души»)
Литературоведческие школы и направления 19 века.
Что значит любовь в жизни героев произведений А.И.Куприна.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
Пейзаж, его виды. Семиотика пейзажа.
Мировоззренческие основания и эстетическое своеобразие древнерусской литературы.
Губные щелевые согласные в - ф.
Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. — Ч. 1. — М.: Изд-во РУДН, 2006 — 105 с.
Этапы развития русского литературного языка.
Логические основы редактирования текста
Правила постановки ударения в кратких прилагательных
Диагностика опыта посещения дошкольниками музеев
Диагностика воспитания гражданских чувств
Понятие и функции авторского права
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИЗНАКОВ
Литературный романтизм: историко-культурные предпосылки, философия романтизма, определение романтизма и основные разновидности.
Публицистика 18 века. Новиков (1744-1818)
Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства
Работа над текстом в начальной школе.
ГРУППОВЫЕ, ИЛИ КОРПОРАТИВНЫЕ, ЖАРГОНЫ
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Естественный язык и его место среди других знаковых систем в обществе. Функции языка.
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (о пунктуации А. Ахматовой)
Три уровня исследования языка.
ТРИЕДИНСТВО ПРИНЦИПОВ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Традиции А.С.Пушкина в сказке «Конёк-горбунок». Биография Ершова.
Урок 53. К.И. Чуковский «Путаница»
Упражнение 181. Расставьте знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами а, но, однако. Объясните ваш выбор.
Шрифтовые и нешрифтовые выделения
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Знакомство с жизнью и творчеством Б. Заходера
Вопрос №53. Поэтическая графика.
Неклассические размеры (логаэды, дольник, тактовик) в русском стихосложении.
Методика детского чтения в 40-80-е годы ХХ века
Литературоведение как наука. Предмет. Основные теоретические проблемы. Состав.
Н.А.Демидова. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Литературное произведение как эстетический объект и как текст
Тропы и фигуры в худ. Речи: история и теория вопроса.
Роль дружбы в жизни человека
Принципы анализа художественного произведения.
Универбация и её роль в современном русском языке.
Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» Ф. Достоевского
Белый, вольный, свободный стих.
Знакомство с творчеством поэта И. Никитина
Система жанров и стилей древнерусской литературы.
Приемы проверки фактической точности и достоверности текста
Электронная учебно-методическая документация
Особенности поэтического мира и идея пути в творчестве А. Блока
Основные события и их взаимосвязь
Диагностика сотрудничества старших дошкольников
Произношение безударных гласных.
IV . Анализ рассказа «Уха на Боганиде»
Тема 29. Структура лирического произведения: автор, лирический субъект, лирический герой, герой “ролевой” лирики. Слово
Вопрос 17. Понятие о выразительных средствах языка. Экспрессивность. Эмоциональность. Оценочность. Образность. Интенсивность.
Вопрос № 1 Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.
Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
Понятие территориальных и социальных диалектов.
Суперсегментные и сегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Темп речи.
Зарождение русской литературной критики
Характеристика словарного состава говоров.
Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|